Обращение к Владимиру Владимировичу Путину и доклад ГДБ
Президенту России В.В.ПУТИНУ
О строительстве специализированных поселений для многодетных семей – «Городков демографического будущего»
Скачать обращение doc | pdf | Скачать доклад doc | pdf
Уважаемый Владимир Владимирович!
В настоящее время наблюдается очевидный кризис в реализации Ваших «майских» указов в отношении обеспечения многодетных семей земельными участками – указов Президента Российской Федерации № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» и № 600 от 7 мая 2012 года «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», в частности, п. 2 Указа № 600 «2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации: а) до июля 2012 г.: разработать порядок бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья экономического класса, предусмотрев при этом ограничение продажной цены на такое жилье; разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе».
Факты неумолимо свидетельствуют, что имеющийся на данный момент указанный порядок бесплатного предоставления земельных участков для многодетных семей не в состоянии обеспечить решение вопроса.
По официальным и экспертным оценкам на данный момент из порядка 540 тысяч многодетных семей, подавших заявки, земля была выделена не более 170 тысяч семей, то есть менее трети, при этом инфраструктурно оборудованными из выделенных земельных участков, и то – частично, является порядка 12%, до 70% всех выделенных участков находятся на неудобьях, – более того, нередко земли выделяются на болоте или в зонах экологического бедствия (например, на скотомогильниках или захоронениях радиоактивных веществ). Неудивительно, что к строительству за три года приступили менее 15 тысяч семей.
И совершенно справедливо, уважаемый Владимир Владимирович, 23 декабря прошлого года в ходе Совместного заседания Государственного совета и Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России Вы подвергли резкой критике существующий подход к выделению многодетным семьям земли: «Для многодетных семей получить землю где-то на выселках, без всякой инфраструктуры – просто бессмысленно. Её даже продать невозможно».
С учётом того, что в Российской Федерации всего проживает более 1,1 млн. семей, имеющих трёх и более детей, а ресурс наличных «свободных» земель практически уже исчерпан, приходится прогнозировать неизбежный и фактически запланированный провал указанных важнейших государственных решений в отношении многодетных семей.
Это объективно обусловлено следующими фундаментальными факторами, на которых строится применяемый на сегодня порядок бесплатного выделения земельных участков многодетным семьям:
Выделение разрозненных участков вместо изначального планирования и отведения необходимых консолидированных массивов земли, дающих возможность строительства единых и максимально дешёвых инженерно-коммунальных и социально-культурных инфраструктур;
Отсутствие на муниципальном и субъектовом уровне средств на инженерно-коммунальное обустройство земельных участков;
Отсутствие при принятии решений о выделении земельных участков инвестиционных программ перспективной занятости в отношении к потенциально трудоизбыточному населению – с учётом подрастающих многочисленных детей;
Отсутствие единого градостроительного метода и необходимых кадров;
Отсутствие современной строительной индустрии, которая бы обеспечивала не только быстровозводимое, качественное и дешёвое жильё, но и базовую конструкционно-техническую безопасность возводимых практически «самостроем» домов;
Отсутствие адекватной Вашим «майским» указам идеологии, в которой решения по землям для многодетных семей являются базой по обеспечению демографической безопасности страны и, соответственно, многодетные семьи следует рассматривать в качестве флагманской и лидерской социальной страты государства, нашей социальной «элиты», а не объектов подачек со стороны чиновников.
Таким образом, перед нами типичная системная проблема, которая может быть решена исключительно при кардинальном изменении подхода и методов решения поставленной Вами задачи.
В сложившейся ситуации Институт демографии, миграции и регионального развития (ИДМРР) предлагает в срочном порядке перейти от хаотических решений на муниципальном уровне с квазирынком отдельных земельных участков к строительству федеральной сети специализированных поселений для многодетных – так называемых «городков демографического будущего», состоящей из порядка 200 таких городков по 2 – 4 в каждом субъекте Федерации.
Такое типовое поселение для многодетных могло бы представлять из себя компактную и в основном малоэтажную комплексную застройку в черте существующих городских поселений или рядом с ними для 300 – 2000 многодетных семей и дополнительно стольких же семей, имеющих иные льготы по жилью или земельным участкам, а также для коммерческой реализации желающим – примерно до 50 % от общей численности всех льготных семей. В основе поселения изначально должно лежать создание развивающей и воспитывающей среды, что требует передовых решений в сфере образования и здравоохранения, по инженерно-коммунальной и транспортной инфраструктуре, а также полномасштабного включения объектов современных общественных пространств (парков и ботанического сада, конгресс-центров, выставочных домов и т.п.).
ИДМРР в инициативном порядке при поддержке аппарата полномочного представителя Президента России в Южном федеральном округе, правительства Ростовской области и мэрий г. Волгодонска и Волгодонского района Ростовской области приступил к реализации пилотного проекта по строительству такого городка демографического будущего (проект «Солнечный город» в г. Волгодонск), а также разрабатывает возможные решения для мкрн. «Борисовичи» в Пскове, проекты в Торжке и Нелидово Тверской области.
Очевидно, что подобные поселения, помимо решения проблемы демографической безопасности, выступят для уже существующих городов своего рода опорными городками развития и позволят осуществить системную модернизацию национальной системы расселения в целом, на системной основе решать как проблемы аварийного и ветхого жилья, так и жилищную проблему в целом, поскольку сегодня в стране вводится в 2,2 раза меньше жилья, чем требуется в соответствии с поставленной Вами задачей вводить в год по 1 кв. м жилья на каждого жителя Российской Федерации.
Строительство федеральной сети городков демографического будущего потребует использования методов стратегического планирования и индустриального градостроительного проектирования, включая целевой массированный отвод достаточного количества земель (порядка 100 и более тысяч га) под комплексную застройку, что возможно за счёт активного ввода в оборот земель, находящихся в муниципальной, региональной или федеральной собственности, консолидированного применения уже действующих госпрограмм, а также активного применения принципа государственно-частного партнёрства с активным вовлечением среднего и малого бизнеса.
При этом имеются все необходимые условия, чтобы рассматривать строительство такой сети как единый национальный инвестиционный проект с окупаемостью порядка 20 лет.
Для этого в целях кардинальной экономии ресурсов и создания инфраструктурных предпосылок для реализации проекта федеральной сети ГДБ целесообразно сформировать единый консолидированный финансовый фонд земельного девелопмента (land development), проектирования зданий, сооружений и инженерно-коммунальных инфраструктур в размере 20 млрд рублей на 2014 – 2017 гг. из расчёта порядка 100 млн рублей триггерных (запускных) инвестиций (вложений) на один средний участок под ГДБ, включая расходы на управление, инжиниринговые услуги, на проектирование общественных зданий, сооружений, инженерно-коммунальных и социально-культурных инфраструктур и проектирование стратегической занятости (системы рабочих мест достойной занятости в терминах МОТ – Международной организации труда). Это возможно как в рамках действующих госпрограмм и ФЦП, так и из средств, направляемых на жилищное строительство и поддержку ЖКХ.
Остальные средства – самих семей, привлечённых инвесторов (до 30%), а также бюджетов субъектов (до 16% от общих затрат) и муниципальных образований (до 10%), включая активное применение механизмов инфраструктурных бондов и муниципальных облигаций.
В конечном счёте, системные меры по реализации права многодетных семей на бесплатное получение земельных участков позволит не только обеспечить исполнение п.1 Указа № 606 («обеспечить повышение к 2018 году суммарного коэффициента рождаемости до 1,753), но и выйти к 2025 году на более высокий коэффициент рождаемости (СКР) 1,8 и в течение 2014 – 2025 гг. стимулировать рождение минимум до 300 тысяч дополнительных детей сверх статистического прогноза по данному периоду с возможным выходом, при одновременном применении всей системы мер по обеспечению демографической безопасности, к 2040 году на СКР 2,0.
В связи с вышеизложенным представляется целесообразным принять следующие меры:
1. Поддержать инициативу АНО «Институт демографии, миграции и регионального развития» о проектировании и строительстве федеральной сети поселений для многодетных семей – «городков демографического будущего» и определить ИДМРР в качестве неправительственного оператора данной инициативы, поручив в срок до 01.09.2014 разработать и представить набор из 12 пилотных проектов ГДБ в Ростовской, Псковской, Омской, Новосибирской, Тверской, Московской областях, в Республике Крым, в городах Федерального значения Москва и Севастополь и в других субъектах Российской Федерации;
2. Издать Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации права многодетных семей на бесплатное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства»;
3. Организовать при Совете по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике при Президенте России межведомственную рабочую группу по разработке национального проекта под рабочим названием: «Система расселения России: Федеральная сеть городков и кластеров национального развития» с участием представителей Администрации Президента, профильных ведомств, пилотных регионов, глав муниципальных образований и общественных организаций по реализации права многодетных семей на бесплатное получение инфраструктурно обустроенных земельных участков. Создать при аппарате полномочных представителей Президента в федеральных округах окружные координационные комиссии, подотчётные межведомственной рабочей группе.
Просим поддержать.
Участники первого Съезда инициативных групп по строительству в России городков демографического будущего:
Председатель Наблюдательного совета |
КРУПНОВ |
г. Москва |
Секретарь общественной организации «Родительский комитет города Волгодонска» |
ПОНОМАРЁВА |
г. Волгодонск Ростовской области |
Председатель Новосибирской областной |
МАЛЕНКО |
г. Новосибирск |
Омская областная общественная организация «СИБИРСКИЕ МНОГОДЕТНЫЕ СЕМЬИ», многодетная мать |
КАРАБАЕВА |
г. Омск |
Инициатор первого проекта ГДБ в г.Волгодонск, участник общественной организации «Родительский комитет города Волгодонска», многодетная мать |
ЛЕКАРЕВА |
г. Волгодонск Ростовской области |
Депутат Законодательного Собрания Омской области, учредитель общественной организации «СИБИРСКИЕ МНОГОДЕТНЫЕ СЕМЬИ», многодетная мать |
ГРИГОРЬЕВА |
Омская обл. |
Уполномоченный координатор общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» |
ЧЕРНОВ |
г. Тверь |
Председатель Региональной общественной организации «Донская семья», многодетная мать |
КИСЕЛЁВА |
г. Ростов-на-Дону |
Руководитель общественной организации «Многодетные мамы», многодетная мать |
ШТАНОВА |
г. Ростов-на-Дону |
Секретарь общественной организации |
СКОРОХОДОВА |
г. Донецк Ростовской обл., |
Руководитель общественной организации Родительский комитет города Цимлянска |
КАРПОВА |
г. Цимлянск Ростовской обл., |
Председатель общественной организации «Многодетные семьи Волгодонского района», |
КОРШУНОВА |
Сельское Романовское поселение, Волгодонской район, |
Директор АНО ИДМРР, руководитель программы «Городки демографического будущего» |
ПАНЮКОВ |
г. Москва |
Президент Московской областной общественной организации помощи многодетным семьям «МНОГОДЕТНЫЕ МАМЫ», многодетная мать |
ЗАЙЦЕВА |
Московская область |
Председатель общественной организации «Родительский комитет города Анапы», |
БУБЛИК |
г. Анапа, Краснодарский край |
Руководитель общественной организации «МАМЫ МУРОМА», многодетная мать |
МАЛЬЦЕВА |
г. Муром, Нижегородская область |
Руководитель общественного образовательного семейного объединения |
КУЗНЕЦОВА |
г. Бородино, Красноярский край |
Вице-президент Международного Фестиваля |
ПОТИХА |
г. Переславль-Залесский |
Президент Международного фестиваля |
ЧЕСНОКОВ |
г. Нижний Новгород |
Председатель общественной организации |
ПЕТРОВА |
г. Псков |
Председатель Наблюдательного совета Союза комплексного проектирования и землеустройства сельских территорий «РОСЗЕМПРОЕКТ» Председатель российского переселенческого Движения «Человек.Земля.Россия» Многодетный отец |
ГУСЬКОВ |
г. Москва |
Депутат Думы Ставропольского края, Руководитель Спасо-Преображенского реабилитационного центра, многодетный отец |
НОВОПАШИН |
г. Ставрополь |
Председатель Региональной Общественной организации «Московский Городской Родительский комитет», многодетный отец |
ТКАЧЕНКО |
г. Москва |
Председатель Совета многодетных семей, |
ДАНИЛЕНКО |
г. Хабаровск |
Волгоградская региональная общественная организация многодетных и приемных семей «МНОГО ДЕТОК», многодетная мать |
ПОПОВА |
г. Волгоград |
Вице президент МООО помощи многодетным семьям «Многодетные мамы», многодетная мать |
СЕМЁНОВА |
г. Куровское, г. Дрезна |
Председатель Правления МОБОО «Просветительский центр защиты семьи, материнства и детства «ЖИЗНЬ» |
ВИННИКОВА |
г. Краснознаменск |
|
- Тысяча новых городов для России (№1)
- Новая большая страна (№2)
- Новая столица России на Дальнем Востоке (№3)
- Четырехдетная семья - национальный приоритет для России (№5)
- Спасти Москву! (№6)
- Вводить 1 кв. м. жилья в год на каждого жителя России (№8)
- Новый Средний Восток (№12)
- Дом - каждой молодой семье (№18)
- 300 миллионов русских к XXII веку (№19)
- Новый Дальний Восток (№20)
- Сельское развитие (№23)
- Большой российский Кавказ (№24)
- Проектное государство (№26)
- Космодром Восточный — ведущий космодром мира (№30)
- Русская Арктика (№32)
- Мировая держава (№35)
- Русский язык как язык мирового развития (№36)
- Ядерная доктрина России (№40)
- Миропорядок справедливости и развития (№46)
- Рубль как мировая неспекулятивная валюта и основа мировой реальной экономики (№48)
- Суверенная авиация (№49)
- Национальная промышленная система России (№50)
- Миграционная доктрина России — нет миграции ради миграции (№52)
- Хасан-2 (№54)
- Демографический прорыв (№55)
- Афганская стратегия России (№60)
- Мировое качество жизни (№90)
- Нет мегаполисной урбанизации! (№114)
- Многодетная крупная многопоколенная семья (№80)
- Корпорация развития Центральной Азии (№169)
- Дом в России (№158)
- Антинаркотический кодекс (№71)
- Перевооружение промышленности – новое российское станкостроение (№140)
- Сеть кластеров промышленного развития (№170)
- Национальный космический центр имени Флоренского (№119)
- Центрально-азиатская единая водная система (№99)
- Ноополисы (№116)
- Русская песня (№182)
- Жемчужное ожерелье России (№183)