Афганистан: от фактора дестабилизации к фактору Евразийского развития. Итоги семинара
25.04.2014
Какие последствия для России и стран, граничащих с Афганистаном, будет иметь выход иностранных войск с афганской территории? Какую позицию должна занять Россия? Какие проектные шаги предпринять другим странам, так или иначе ассоциирующим себя с идеей соразвития? Как сделать, чтобы Афганистан стал не фактором дестабилизации, а превратился в фактор Евразийского развития? Такие вопросы в минувший четверг обсудили на первом заседании цикла молодёжных экспертных семинаров «Евразийское развитие и Центральная Азия» по теме: «Афганистан после 2014 года – фактор дестабилизации или евразийского развития? Позиция России и других субъектов геополитики».
Для Афганистана 2013 год закончился тяжело. Участились случай вооруженных столкновений: за 11 месяцев количество мирных жертв составило 2700 погибших и 5100 раненных. Замедлился рост экономики: если в 2012 году он составлял более 10 %, то сейчас – от 3 до 5% по разным оценкам. Снизились легальные доходы бюджета, а доходы от наркопроизводства при этом выросли. Страна осталась лидером по производству и опиатов и наркотиков из каннабиса. Площадь посевов опиумного мака в Афганистане увеличившись за один год на 36% . Если вычесть из ВВП станы долю иностранной помощи, то окажется, что наркопроизводство – главный вид экономической деятельности в Афганистане.
- В январе 2014 года Соединенные Штаты провели традиционное совещание по проблеме Наркотиков в Афганистане, где было признано, что антинаркотические усилия США и международной коалиции были неэффективными. Более того, как это сформулировал специальный генеральный инспектор по восстановлению Афганистана Джон Сопко, антинаркотические усилия не являются высоким приоритетом для США в данной стране. При этом Джон Сопко озвучил, что одним из более вероятных, по его оценке, сценарием развития событий в Афганистане является формирование там наркогосударства в ближайшее время, - отметил в своем выступлении руководитель Белорусской группы развития Юрий Царик.
Он противопоставил проектно-аналитический доклад Института демографии, миграции и регионального развития «Новое поколение программ альтернативного развития для ликвидации афганского наркопроизводства» докладу центра стратегических и международных исследований South Asia Regional Dynamics and Strategic Concerns. A Framework for U.S. Policy and Strategy in South Asia, 2014–2026, согласно которому американские власти придерживаются следующей иерархии приоритетов: безопасность, эффективность государственных институтов, прежде всего, в терминах борьбы с коррупцией, третье – экономическое развитие.
- На наш взгляд, базовая проблема и для социально-экономического развития и для безопасности – это демографическая динамика: рост населения при разрушенной экономике, которая не может обеспечить рабочими местами даже существующее количество трудовых ресурсов. И если эту проблему не решать в приоритетном порядке, то она не может быть решена в принципе. Потому что обеспечение безопасности тогда превратится в постоянное ведение боевых действий с теми людьми, которые в силу отсутствий средств к существованию, вынуждены заниматься наркопроизводством. Или войти в экстремистские организации и, соответственно, стать частью того, что обобщенно называется вооруженной оппозицией, - уверен руководитель Белорусской группы развития.
По его словам, неэффективность международной помощи – это, прежде всего, результат неправильного подхода самого сообщества и отсутствие плана, как, например «Обеспечение безопасности Афганистана через развитие». Отдельные изолированные проекты, которые реализуются международными донорами, обречены на неудачу, потому что не может быть успешного и устойчивого сельскохозяйственного производства в стране, где нет электроэнергии, дорог и ирригации. А международные проекты, как правило, ориентируются на этот уровень.
- Мне кажется, что на основе позиции «Безопасность через развитие» возможно превращение Афганистана из фактора дестабилизации в фактор евразийского развития. Необходимы массовые усилия, чтобы план индустриализации Афганистана был разработан в ближайшее время и был поставлен на повестку дня в международных организациях, - считает Юрий Царик.
Он также представил ряд инфраструктурных и промышленных проектов, проработанных экспертами ИДМРР, которые способны кардинально изменить ситуацию в регионе.
Более подробно о некоторых из них рассказал сотрудник АНО ИДМРР Алексей Танаев. Он отметил, что многие проекты здесь связаны с развитием не только Афганистана, но и всего ЦАР. Например, трансграничная железная дорога будет начинаться от границы Кыргызстана и Казахстана, пойдет через Кыргызстан, далее Таджикистан, далее через Нижний Пяндж до Кабула, оттуда – в район Пешавар (Пакистан). Так возможно обеспечить Евразийское развитие.
Также в ходе семинара прозвучала мысль о необходимости культурно-технической революции в Афганистане, которая бы обеспечила страну кадрами, руководствующимися идеями патриотизма. Эксперты сошлись во мнении, что для достижения такой цели необходима идеология. Такой идеологией необходимой не только Афганистану, но и всему региону, как раз, может стать Евразийское развитие, где само пространство формирует идеологию.
Семинар собрал специалистов разных областей знания, компетентных экспертов и молодых профессионалов, которые готовы объединиться в сообщество и реализовывать политику России и других стран региона в парадигме Евразийского развития, в парадигме совместного развития стран. По итогам семинаров активно проявившие себя эксперты смогут перейти в практическую сферу работы, связанную с Евразийским развитием.
- Мировое качество жизни (№90)
- Нет мегаполисной урбанизации! (№114)
- Многодетная крупная многопоколенная семья (№80)
- Афганская стратегия России (№60)
- Демографический прорыв (№55)
- Национальная промышленная система России (№50)
- Миграционная доктрина России — нет миграции ради миграции (№52)
- Хасан-2 (№54)
- Корпорация развития Центральной Азии (№169)
- Дом в России (№158)
- Ноополисы (№116)
- Русская песня (№182)
- Жемчужное ожерелье России (№183)
- Центрально-азиатская единая водная система (№99)
- Национальный космический центр имени Флоренского (№119)
- Антинаркотический кодекс (№71)
- Перевооружение промышленности – новое российское станкостроение (№140)
- Сеть кластеров промышленного развития (№170)
- Суверенная авиация (№49)
- Рубль как мировая неспекулятивная валюта и основа мировой реальной экономики (№48)
- Большой российский Кавказ (№24)
- Проектное государство (№26)
- Новый Дальний Восток (№20)
- 300 миллионов русских к XXII веку (№19)
- Дом - каждой молодой семье (№18)
- Космодром Восточный — ведущий космодром мира (№30)
- Сельское развитие (№23)
- Ядерная доктрина России (№40)
- Русская Арктика (№32)
- Русский язык как язык мирового развития (№36)
- Миропорядок справедливости и развития (№46)
- Мировая держава (№35)
- Тысяча новых городов для России (№1)
- Спасти Москву! (№6)
- Новый Средний Восток (№12)
- Новая большая страна (№2)
- Новая столица России на Дальнем Востоке (№3)
- Четырехдетная семья - национальный приоритет для России (№5)
- Вводить 1 кв. м. жилья в год на каждого жителя России (№8)