Новости: http://www.proektnoegosudarstvo.ru/news/0898/

Транспортно-энергетический комплекс России: тенденции функционирования и проблема оптимизации. Итоги семинара

14.07.2015


24 июня Движение развития и Институт демографии, миграции и регионального развития в рамках программы «Проектное государство» провели очередной семинар, посвященный продвижению проекта «Речная доктрина Российской Федерации»  на тему: «Транспортно-энергетический комплекс России: тенденции функционирования и проблема оптимизации».

- Транспорт и энергетика образуют единый комплекс в экономике, который, увы, все больше и больше замыкается на самообслуживание. Надо осознавать, что транспорт ничего не производит,  только перемещает, - начал Алексей Беляков, генеральный конструктор доктрины, кандидат технических наук, доктор географических наук, академик Академии водохозяйственных наук РФ.

АУДИОЗАПИСЬ СЕМИНАРА

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

На сегодняшний день реальность такова: Транспортный комплекс (ТК) России на 2/3 загружен топливом. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) обеспечивает эти перевозки моторным топливом и электроэнергией. Взаимосвязью и взаимозависимостью топливно-энергетичекого и транспортного комплексов обусловлено их функционирование как единого блока в экономике — транспортно-энергетического комплекса (ТрЭК). В России ТрЭК все больше замыкается на самообслуживание, а население — на обслуживание ТрЭКа: топливо добывается, перевозится и сжигается для того, чтобы его добывать, перевозить и сжигать.

Алексей Алексеевич также напомнил, что в начале 90-х годов говорилось о высокой энергоемкости валового национального продукта в России.

- Так она почему высокая? Уж не потому ли, что мы слишком далеко возим то, что не нужно возить вовсе и слишком много ресурсов, прежде всего, энергетических тратим на перевозки? – подчеркнул он.

Преодолеть проблему можно, вооружившись законами физики:

- С ростом скорости сопротивление движению груза по железной дороге растет сравнительно медленно и по линейному закону, а вот по воде – по квадратичному закону, - сообщил Беляков.

Таким образом, возить грузы по речным магистралям значительно выгоднее. Генеральный конструктор также особо отметил, что грузоподъемность судов зависит от глубины пути:

- Реки нужно шлюзовать, и таким образом добиваться необходимых глубин, получать чрезвычайно экономичные водные перевозки. При каждой плотине, сделанной для улучшения судоходных условий, должна быть гидростанция. Совместное развитие гидроэнергетики и водного транспорта, связанное с улучшением судоходных условий рек может разорвать порочный круг самообслуживания транспортно-энергетического комплекса, - уверен он.

Именно совместное развитие глубоководных путей и гидроэнергетики составляет экономическую основу, заложенную в доктрине.

В обсуждении заглавной темы семинара приняли участие директор филиала ОАО «РусГидро» «Чебоксарская ГЭС» Вадим Бардюков и директор филиала ОАО «РусГидро» «Нижегородская ГЭС» Александр Гойзенбанд.Они также выразили уверенность, что если мы хотим быть на уровне передовых стран, добиться расходов на единицу продукции, соответствующих мировым стандартам, то без организации глубоководной сети и развития гидроэнергетики не обойтись.