Новости: http://www.proektnoegosudarstvo.ru/news/1061/
Трансуральский водный путь. Итоги семинара
21.04.2016
20 апреля Движение развития и Институт демографии, миграции и регионального развития провели в рамках программы Проектное государство очередной семинар, посвященный проекту «Речной доктрины России», на тему: «Трансуральский водный путь».
Инженер-гидротехник, доктор географических наук, кандидат технических наук Алексей Беляков начал свой доклад с исторических предпосылок проекта:
- Переход через уральский водораздел очень давний. В нашей стране существовала водно-волоковая коммуникация. По рекам двигались на судах, а водоразделы преодолевались по сухопутным сообщениям, - сообщил он.
Такая система навигации существовала в нашей стране еще с 11 века. Более активно она стала развиваться в 16 веке. Тогда же создавались города-крепости, в важнейших местах водной сети, - Тюмень, Тобольск, Сургут и другие.
Он также рассказал об основных направлениях, по которым двигались в Зауралье переселенцы и осуществлялись транспортные взаимосвязи с Сибирью. Подробно описал и развитие Южных маршрутов.
- Когда страна заселялась, тогда стали появляться проекты и предложения замены волоков искусственными каналами… Все населенные пункты в нашей стране стоят на реках. Реки и каналы между ними могли бы стать осями развития, что не поздно осуществить и теперь, - пояснил эксперт.
Обсуждая проект «Волга - Сибирь» (современное название – "Трансуральский водный путь"), он подчеркнул, что реки европейского склона более многоводны, чем реки сибирского склона. Так что особое внимание здесь уделялось размеру шлюзов. Тогда же подсчитывались грузопотоки и рентабельность такого строительства.
В ходе семинара участники также обсудили современную ситуацию и будущее наших рек:
- Мы выдвигаем не частно-отраслевые проекты, а комплексные. Потому, что река, реконструированная в каскад водохранилищ, обладает комплексом свойств, - указал генеральный конструктор проекта «Речной доктрины России».
Но если выделить из комплекса что-то одно, то результат скажет сам за себя: например, энергоемкость перевозки по глубоководному пути будет в пять раз ниже, чем по железной дороге.
Нельзя не сказать и об инвестиционной привлекательности реконструкции рек в каскады, так как приведение в порядок речной сети позволит получать колоссальное количество энергии.
Ранее Алексей Алексеевич уже отмечал, что гидроэнергетический потенциал рек в нашей стране колоссален. По его словам, сегодня мы не достигли той выработки электроэнергии, которая была в пиковом 1990 году.
- Тогда был выработан 1,08 трлн. киловатт-часов электроэнергии. Потенциал наших рек в 1,5 раза больше, чем эта цифра. Используется только 170 млрд. киловатт-часов в год, а остальное приходится на русловые процессы, - подсчитал эксперт.
Напомним, семинары, посвященные обсуждению «Речной доктрины России» проходят каждую среду месяца. Принять участие в них может любой желающий. Следите за анонсами на сайте «Проектное государство».
Семинар прошел в рамках продвижения следующих проектов развития:
№51 Новые транспортные системы; №84 Производство сверхстоимости; №127 Восточная судьба России (Сибириана); №20 Новый Дальний Восток; №23 Сельское развитие; №99 Центрально-азиатская единая водная система; №169 Корпорация развития Центральной Азии; №32 Русская Арктика; №35 Мировая держава; №25 Глобальная автаркия; №179 Сверхдешёвая энергия – «энерговалюта».
Материалы по теме:
Проектно-аналитический доклад «Речная доктрина Российской Федерации» с. 66-67
Семинар №1. Для чего нужны плотины?
Семинар №2. О гидроэнергетических ресурсах Российской Федерации
Семинар №4. Общие принципы реконструкции рек, предлагаемые проектом Речной доктрины
Семинар №5. Река Ока: проблемы и принципы их решения
Семинар №6 Волжско-Северодвинский водный путь
Презентация доклада «Речная доктрина России». Проектная экономика развития
О проекте «Речная доктрина Российской Федерации»
Пресс-конференция: Речная доктрина России. Русские реки как ресурс развития страны во время кризиса
Транспортно-энергетическая водная система Евразии
От Волги до Енисея - River Pilgrim - журнал Михаила Архипова