Юрий Крупнов о введении понятия "социальная реабилитация" в законодательство
03.12.2013
2 декабря в Государственной Думе состоялся «круглый стол» Комитета по безопасности и противодействию коррупции на тему «О дополнительных мерах законодательного регулирования по профилактике наркомании и обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан».
Состав участников круглого стола: депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, Минздрава России, Минобрнауки России, Минспорта России, Минюста России, Минтранса России, ФСБ России, ФСКН России, ФСИН России, ФМС России, ФТС России, Росфинмониторинга РФ, антинаркотических комиссий субъектов РФ, Общественной палаты РФ, общественных и религиозных организаций.
Целью круглого стола стал анализ эффективности действующего законодательства и новых правовых механизмов, направленных на профилактику наркомании, тестирование на предмет немедицинского потребления наркотических средств, социальную реабилитацию и ресоциализацию наркозависимых, обмен информацией между правоохранительными органами и организациями, осуществляющими лечение и ресоциализацию наркозависимых, выработка рекомендаций по совершенствованию законодательной базы.
С докладом выступил президент Национальной Ассоциации реабилитационных центров, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
СТЕНОГРАММА
Уважаемые коллеги, добрый день. Поскольку требуются конкретные предложения, я тоже внесу ряд предложений от имени Национальной Ассоциации реабилитационных центров и, соответственно, кратко их аргументирую. Прежде всего, мне кажется, принципиально важно - и это было отмечено в докладе Виктора Петровича Иванова - всё-таки институализировать в российское законодательное пространство понятие социальной реабилитации. Есть 500 (по грубым подсчетам) реабилитационных центров в Российской Федерации, мы сейчас не будем обсуждать их, они все очень разные - по разным показателям. Но 500 реабилитационных центров примерно с 20 тысячью в год «протоком» реабилитируемых, воспитанников занимаются социальной реабилитацией, а государство как будто этого не видит, и понятия в законодательстве, фиксированные и внесенные социальной реабилитацией, отсутствуют. Один министр здравоохранения несколько лет назад даже сказал, что такого в природе просто быть не может - социальной реабилитации, потому что только медики должны заниматься наркозависимыми. Но мы знаем, что это не так. И то, что сегодня и Татьяна Владимировна подчеркнула, и то, что сегодня министерство здравоохранения подчеркивает и проводит, мне кажется, это абсолютно правильно. Есть разные стадии: где-то лечение, где-то дальше медицинская реабилитация, но все равно неминуемо, если мы хотим вернуть человека в строй, мы должны организовывать систему социальной реабилитации и ресоциализации. В этом плане нам надо четко понимать, что за 20 лет, особенно в беспредельные 90-е годы наше общество оказалось антропологически порушенным, и огромное количество негативных последствий и ими надо заниматься. Здесь, конечно, я не могу согласиться с уважаемым губернатором Иркутской области, что необходимо лицензировать центры реабилитации, поскольку таким образом мы формально всё это превращаем в еще одни больницы, начинаем их лицензировать, и таким образом мы просто добьём эту систему, перепутав медицину и социальную работу. Следующий момент – это вопрос, связанный с собственно несовершеннолетними и подростками, то, что Ирина Анатольевна отметила. По сути речь идет о безопасности детства, о демографической безопасности. Если более-менее понятна на уровне технологии, на уровне эмпирики работа реабилитационных центров по поводу того, что делать с взрослыми совершеннолетними наркопотребителями, то, что касается подростков, - у нас просто есть единичные опыты уникальной высокой качественной работы. Но в целом такая система отсутствует. А это, безусловно, самый ценный, самый важный для нас слой, социальный слой, на котором должно быть приоритетное внимание. Мы должны четко понимать, что как бы мы не относились к ЛТП (лечебно-трудовым профилакториям), и надо их критиковать и правильно их критиковали, но была система. А мы эту систему разрушили, и взамен ничего не создали. Более того, как убийственно точно заметила Ирина Анатольевна, мы даже сумели разрушить нашу уникальную национальную систему медвытрезвителей и никак не можем несколько лет собрать. Послушайте, может, давайте что-то начнём создавать. И вопрос о национальной системе социальной реабилитации, комплексной реабилитации – это вопрос создания такой системы, где, кстати, медвытрезвители должны играть важнейшую часть. Учреждения УФСИН, их тоже собираются каждый год закрыть, говорят: «Не надо там никаких наркологических и реабилитационных учреждений в УФСИН, надо экономить деньги». Но, соответственно, это означает, что мы и дальше будем разрушать, ничего не созидая. В этом смысле, безусловно, если не будет принята Госпрограмма комплексной реабилитации, то это будет по сути сознательный отказ государства от администрирования этой важнейшей проблемы. А реабилитация наркозависимых — это значит декриминализация молодежной среды и обеспечение безопасности. Я считаю, надо биться за то, чтобы программа была принята, и в любом случае все эти проблемы детской демографической социальной безопасности должны получить серьезное рассмотрение на специальном заседании Совета Безопасности. Потому что если мы это не подведем под категорию безопасности... Я хочу выразить благодарность Ирине Анатольевне за то, что мы рассматриваем этот вопрос не с точки зрения каких-то отдельных методик, отдельных вопросов, медицины. Это вопрос национальной безопасности. Прежде всего - подростки, прежде всего - молодежь. Вот кто такие наркопотребители, и мы все это прекрасно понимаем. Следующий момент. Мы, когда говорим о конкретике, мы должны и конкретно планировать. Мы примерно подсчитали, это, безусловно, очень оценочные цифры, но до 2030 года мы имеем все возможности как государство - вместе с обществом, совместными усилиями - вернуть в жизнь один миллион наркопотребителей. Да, эта цифра, еще раз повторюсь, оценочная, с ней можно и нужно спорить и дискутировать. Но если мы такого рода цифры не начнем планировать и не начнем, соответственно, организовывать и концентрировать под это все силы государства и общества, то каждый год будет повторяться одно и то же. И мы опять будем обсуждать, что делать участковому с выпившим человеком на морозе, на улице, - еще лет 5, как уже 3 года это обсуждается. И наконец, по законодательству в чистом виде. Помимо того, что надо внести «социальную реабилитацию» как законодательное фундаментальное понятие, нам конечно нужен по сути другой закон - Третий ФЗ, знаменитый наш главный закон о борьбе с наркоманией. И этот ФЗ должен, как очень точно сказал Александр Владимирович Горовой, должен получить внятный, очень простой (в хорошем смысле), жесткий инструментарий того, как вообще можно обсуждать включение человека в реабилитацию, ресоциализацию - начиная с самого начала: куда человек может обратиться или куда кто его будет понуждать. Соответственно, куда он дальше поступает и откуда идут деньги, где деньги идут на медицину, где дальше на социальное, что делать потом – это колоссальный вопрос, который мы сегодня не затрагивали. Колоссальный вопрос постребилитации. Потому что мы не должны допускать срыва, а это значит, что должны существовать мощнейшие сообщества на местах, для того, чтобы удерживать людей от срывов. И соответственно в 3-ФЗ все это должно быть прописано очень точно, по ступенькам. Мы сейчас такое прописывание начали как Национальная Ассоциация реабилитационных центров, но мы, конечно, хотели бы, чтобы и ФСКН России, и Госдума, и профильный Комитет по безопасности, и другие профильные комитеты поддержали нашу работу. Надо резко усиливать 3-ФЗ в части социальной реабилитации. Спасибо большое!
- Мировое качество жизни (№90)
- Нет мегаполисной урбанизации! (№114)
- Многодетная крупная многопоколенная семья (№80)
- Афганская стратегия России (№60)
- Демографический прорыв (№55)
- Национальная промышленная система России (№50)
- Миграционная доктрина России — нет миграции ради миграции (№52)
- Хасан-2 (№54)
- Корпорация развития Центральной Азии (№169)
- Дом в России (№158)
- Ноополисы (№116)
- Русская песня (№182)
- Жемчужное ожерелье России (№183)
- Центрально-азиатская единая водная система (№99)
- Национальный космический центр имени Флоренского (№119)
- Антинаркотический кодекс (№71)
- Перевооружение промышленности – новое российское станкостроение (№140)
- Сеть кластеров промышленного развития (№170)
- Суверенная авиация (№49)
- Рубль как мировая неспекулятивная валюта и основа мировой реальной экономики (№48)
- Большой российский Кавказ (№24)
- Проектное государство (№26)
- Новый Дальний Восток (№20)
- 300 миллионов русских к XXII веку (№19)
- Дом - каждой молодой семье (№18)
- Космодром Восточный — ведущий космодром мира (№30)
- Сельское развитие (№23)
- Ядерная доктрина России (№40)
- Русская Арктика (№32)
- Русский язык как язык мирового развития (№36)
- Миропорядок справедливости и развития (№46)
- Мировая держава (№35)
- Тысяча новых городов для России (№1)
- Спасти Москву! (№6)
- Новый Средний Восток (№12)
- Новая большая страна (№2)
- Новая столица России на Дальнем Востоке (№3)
- Четырехдетная семья - национальный приоритет для России (№5)
- Вводить 1 кв. м. жилья в год на каждого жителя России (№8)