Новости: http://www.proektnoegosudarstvo.ru/news/akzionirovanie_liigromova/
Акционирование ЛИИ им. М.М. Громова - гвоздь в крышку гроба российского авиапрома - Обращение
30.12.2011
Президенту Российской Федерации
Д.А.Медведеву
Председателю Правительства Российской Федерации
В.В.Путину
Акционирование ЛИИ им. М.М. Громова - предпоследний гвоздь в крышку гроба российского авиапрома
Стало известно, что ЛИИ в г. Жуковском, уходя на новогодние каникулы в качестве ФГУП, может в Новом году сразу оказаться ОАО.
Государственный контроль создания авиационной техники в России, позволивший в своё время занять и поддерживать лидирующее положение в мире, осуществлялся государственными научно-исследовательскими институтами, важнейшие из которых: ГНЦ ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского» (ЦАГИ) - в части фундаментальных научных исследований и наземных испытаний, ГНЦ Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И.Баранова (ЦИАМ) – в части фундаментальных исследований авиационного двигателестроения и наземных испытаний авиационных двигателей, ГНЦ ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов" (ВИАМ) - в части фундаментальных исследований и наземных испытаний авиационных материалов, ГНЦ ФГУП «Государственный научный центр «Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем» (ГосНИИАС) – в части фундаментальных и прикладных исследований и испытаний специальных систем авиационного назначения, ГНЦ ФГУП Летно-исследовательский институт имени М.М.Громова (ЛИИ им.М.М.Громова) - в части фундаментальных летных исследований и прикладных летных испытаний, в том числе сертификационных испытаний всех видов летательных аппаратов (ЛА) и их систем.
Только в ходе выполнения экспериментальных и испытательных полетов, выполняемых в ЛИИ, может осуществляться полная и окончательная проверка и оценка созданной авиационной техники гражданского, военного и специального назначения, в том числе самолетов, вертолетов, авиационных двигателей, навигационного оборудования, радиооборудования, беспилотных летательных аппаратов, космических объектов. Только в ходе выполнения экспериментальных и испытательных полетов отрабатываются методы пилотирования новой техники, в том числе на критических режимах.
В соответствии с проводимыми с 2008 г. мероприятиями из гармоничного сочетания государственных предприятий отраслевой авиационной науки планируется вычленить ЛИИ, акционировать и передать в Открытое акционерное общество «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАО «ОАК»), область деятельности которой ограничивается разработкой, производством, реализацией, сопровождением эксплуатации, гарантийным и сервисным обслуживанием, модернизацией, ремонтом и утилизацией авиационной техники (конкретно, только самолетов). При этом, в нарушении логики ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ, НИИАС остаются государственными предприятиями.
Но передача изготовителю (ОАК) функций контроля и сертификации собственной продукции (в данном случае авиационной техники, являющейся особо опасным объектом) недопустима и в конечном итоге может привести к снижению технико-экономических показателей и надежности, приводящему к лётным происшествиям с человеческими жертвами и утрате обороноспособности государства. ЛИИ, как предприятие, осуществляющее со стороны государства функции контроля в интересах обеспечения надежности авиационной техники, не может быть акционерным обществом или частью акционерного общества.
С выводом ЛИИ из государственного подчинения авиационная отрасль России лишается государственного контроля на самом ответственном этапе создания и летной сертификации всех видов авиационной техники – летных испытаниях. При нынешнем состоянии дел в авиации России исключение контроля на государственном уровне состояния авиационной техники, в том числе, зарубежной, на всех стадиях – создания, серийного производства и эксплуатации, нецелесообразно.
Для ЛИИ превращение в акционерное общество означает облегчение заинтересованным лицам процесса приватизации и последующей продажи основных фондов с утратой их для государства, в том числе, крупнейшего в Европе уникального испытательного аэродромного комплекса, предназначенных для проведения лётных исследований и испытаний,.
Также следует принять во внимание, что в связи с отсутствием ожидаемой эффективности от Госкорпораций не исключено решение об их реорганизации или ликвидации, в том числе и ОАК.
ЛИИ, как интегрирующее предприятие всегда занимался летными испытаниями в интересах всех направлений (лётные характеристики ЛА, силовые установки ЛА, электрооборудование ЛА, авиационная навигация, связь, методика управления ЛА в особых режимах и др.) авиационной отрасли. Все это несовместимо с нахождением ЛИИ в структуре ОАК.
Авиационная наука и её неотъемлемая часть - летные исследования является обязательным условием существования авиационной отрасли, способной создавать по полному циклу самолеты и двигатели гражданского и военного назначения, а также другие объекты авиационной техники.
Примером тому могут служить такие страны как Германия и Япония, которые, в свое время, имели авиационную промышленность, способную создавать и производить в должных количествах высочайшего уровня авиационную технику гражданского и военного назначения, но после утраты своей авиационной науки этой способности создавать по полному циклу крупные самолеты, вертолеты, двигатели и даже спустя шестьдесят лет не вернувшие, несмотря на экономическую мощь, былую способность создавать авиационную технику по полному циклу. Их роль в настоящее время ограничивается участием в чужих проектах.
Таким образом, если России нужна Авиация, если Россия не хочет потерять возможность самостоятельно по полному циклу создавать и производить авиационную технику, то она обязана сохранить авиационную науку и в том числе, направление летных исследований и испытаний, воплощенное в ЛИИ, как организации сосредоточившей весь опыт летных испытаний за многие десятилетия существования МАП.
Не может идти речь и о сокращении диапазона научной тематики, ограничиваясь узкими интересами ОАК (и будет ли она в будущем), об акционировании ЛИИ и вывода его из государственной формы собственности, в которой остались другие отраслевые научные организации бывшего МАП.
Поэтому считаем необходимым реализовать следующие предложения по определению роли ЛИИ им.М.М. Громова в структуре авиационной отрасли промышленности России:
1. В связи с объявленным курсом на новую индустриализацию России и возрождением отечественной авиационной промышленности немедленно отменить акционирование ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова", оставив за ним государственную форму собственности, например, в виде Национального исследовательского центра - ФГБУ "ЛИИ им. М.М. Громова".
2. Используя резерв времени до начала массовых летных испытаний вновь созданной авиационной техники, разработать концепцию ЛИИ в соответствии требованиями всех заинтересованных в летных испытаниях авиационной техники сторон и поставленными Государством задачами, в том числе, определить целесообразность нахождения Транспортно-выставочного комплекса (ТВК) на аэродроме Летно-исследовательского института, осуществляющего испытания секретных объектов, от которых зависит обороноспособность государства. Формирование концепции ЛИИ должно осуществляться государственным органом, ответственным за состояние всей авиационной промышленности, например, Министерством авиационной промышленности или иным органом с равными полномочиями.
3. Используя резерв времени, в соответствии с разработанной концепцией произвести модернизацию института, включая изменение структуры, укомплектование кадрами и материальными ресурсами.
4. Параллельно с модернизацией и в ее обеспечение загрузить институт государственными заказами с учетом его научно-технического потенциала.
ЛИИ должен и может частично заработать средства на модернизацию, например, быть головной организацией по разработке, изготовлению, эксплуатации и обучению персонала системы авиационного пожаротушения нового поколения и другим перспективным проектам, имеющимся в научно-техническом заделе института.
Подписи:
А.И. Старина, председатель общественной организации
«Союз работников предприятий города Жуковского Московской области»
и ещё 9 подписей представители авиационной отрасли