Центральная Азия и горизонт предстоящих событий
04.08.2013 | Автор: Алексей Потапов, Бюро информации Notum ©
Политическая карта Центральной Азии может в скором времени измениться, отражая возникновение новых государственных образований. Столь весьма неожиданный вывод прозвучал в Душанбе со стороны представителей Центра стратегических исследований, учрежденном при президенте Таджикистана. Примечательно, что практически параллельно с этим в Конгрессе США обсуждалась перспектива возникновения военных конфликтов – попросту войн за обладание ресурсами. Почему именно сегодня обсуждается такая тематика? Попробуем разобраться...
В набат уже ударили
С одной стороны, идея о неотвратимых грядущих изменениях на пространстве центральноазиатских государств новой назвать никак нельзя – уже не первый год эксперты обсуждают великое количество возможных сценариев развития событий после 2014 года, поскольку именно в этот период США и их союзники выводят основной военный контингент из Афганистана. С другой стороны, количество мнений, разделяющих лишь одну обобщенную мысль о предстоящих тектонических переменах в Центральной Азии, становится угрожающе серьезным.
В Центре стратегических исследований уверены, что на территории «постсоветского юга» набирает обороты опасный этнонационалистический процесс, в котором роль дирижера может достаться панисламистским силам. Политолог Сайфулло Сафаров, в частности, озабочен предпосылками возникновения так называемой Ферганской республики, которая может образоваться в результате слияния нескольких районов, ныне расположенных на территории республик Таджикистан, Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан.
«Есть силы, которые хотят воссоздать исламский халифат, - утверждает эксперт - Это такие организации, как "Хизб-ут-Тахрир", "Аль-Каида" и ряд других группировок террористической и экстремистской направленности. А есть еще националистические группы, которые желают взять под контроль киргизские регионы Ош, Джелалабад, Баткен, узбекские города Андижан, Наманган, Фергану, юг Казахстана и северную Согдийскую область Таджикистана. Таким образом, сразу четырем государствам Центральной Азии угрожает этот проект. И все молчат. Нужно быть бдительными".
Кроме того, в фокусе пристального внимания аналитиков находится и Памир, где может образоваться так называемый "Большой Бадахшан", связывающий одноименную провинцию в Афганистане и один из таджикских прилегающих районов.
В ответ на резонансные заявления специалистов официальные власти в лице МИД Таджикистана поспешили успокоить общественность. Министр Хамрохон Зарифи убежден, что ситуация под контролем и Таджикистану не угрожают столь радикальные процессы. Цитируем источник: "Бадахшанской проблемы вообще не существует. Ее и не было никогда. Все это фантазии определенных групп, которые хотят создать нестабильность в странах Центральной Азии".
Так или иначе, в последнее время активность в регионе сил, способных взять на себя ответственность за гипотетический передел в Центральной Азии, возрастает. Это признают даже на уровне МВД Таджикистана, озвучив статистику за последние полгода. В республике задержано почти три десятка активистов из разных радикальных запрещенных группировок, таких как Исламское движение Узбекистана, "Джундуллах", "Ансаруллах" и "Хизб-ут-Тахрир". Целей своих экстремисты не скрывают: это свержение установленного в Таджикистане конституционного строя.
Тем временем в подкомитете Палаты представителей США по вопросам Европы и Евразии провели специальные слушания. Примечательно, что кресло председателя подкомитета занимает сенатор Рорбахер, чьи неоднократные выступления на центральноазиатскую тему уже порядком навязли в зубах даже у коллег конгрессмена. Как сообщается, 25 июля Рорбахер возглавил слушания, на которых обсуждалась угроза военных конфликтов. И хотя что-либо внятного на данном заседании выяснить не удалось, сам факт привлечения внимания американских законодателей к данной геополитической сфере не может не настораживать. Разумеется, здесь нужно оставить за скобками традиции проведения политически ориентированных мероприятий, а также уровень корректности пассажей со стороны отдельных спикеров – достаточно вспомнить скандальные цитаты, принадлежащие таким «ярким» представителям истеблишмента, как Джон Маккейн или Сара Пейлин.
Что же касается г-на Рорбахера, то его озабоченность происходящим очевидна: «…Когда открываются новые ресурсы, как это происходит в Центральной Азии, появляются опасения, что их на всех не хватит, и так зарождается конфликт… В мире, где одна сторона может приобрести ресурсы для развития, лишь отобрав ее у другой, изначально предполагается появление конфликтов».
Кому выгодно?
Как следует из сообщений СМИ, не все готовы разделять остроту интереса к выше обозначенной теме, не говоря уже о реальности возникновения таковой. Эд Чоу, специалист по энергетике при Центре стратегических и международных исследований, являющийся также советником Госдепартамента США по проекту газопровода ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия), указал на преувеличения, явно допускаемые при обсуждении темы возможной войны за ресурсы в Центральной Азии. Успокоить поспешил и другой эксперт – Нил Браун, представляющий Фонд Маршалла «Германия – США»: «…стремление получить контроль над территориями из-за находящихся там ресурсов проявляется во всем мире, но эта тенденция часто имеет место внутри стран, а не между странами… К счастью, в Центральной Азии на этом фронте относительно тихо…».
Вместе с тем, в качестве основной причины для возникновения конфликтов указывается борьба за обладание пресной водой, что, впрочем, давно является очевидным уже не только для экспертного сообщества. Кроме того, одним из факторов напряженности считается искажение перспектив энергетического сотрудничества между Россией и Туркменистаном, который в желании диверсифицировать поставки своих углеводородов за рубеж может серьезно изменить региональный расклад и, сыграв на руку Западу, заметно осложнить отношения с Москвой. И все же, акцент делается не на углеводородах и потенциальной борьбе за них, а на пресной воде. Возникает ощущение, что тем самым транснациональные корпорации и их интересы выводятся из поля зрения общественности. Вместо них проблему старательно переводят в иную плоскость, пытаясь выстроить процесс восприятия и формирования точки зрения сенаторов таким образом, чтобы впоследствии была возможность возложить всю ответственность за будущие конфликты на кого угодно - на местные элиты, на «Талибан», на сочувствующих ему экстремистов... лишь бы никто не мог узреть настоящих заказчиков анонсируемой (а иначе это не назовешь) стратегии по установлению контроля США и их союзников в Центральной Азии.
Заседания американского подкомитета могло бы пройти незамеченным и в силу обсуждения уже известных вещей сойти за очередной сеанс просиживания штанов, если бы не взгляд на повестку недавних мероприятий. Что же обсуждали конгрессмены в последний период?
В течение текущей сессии внимание было приковано к следующему кругу вопросов: «Исламистский экстремизм в Чечне: угроза для безопасности США?», «Быстрое политическое и экономическое продвижение Китая в Центральной Азии», «Угрозы воинствующего исламизма в Евразии».
Примечательно, что недремлющее око Госдепартамента в лице подконтрольных средств массовой информации сопровождает подобные обсуждения в строго согласованном ритме и не менее строго определенной риторике. Оно и понятно: «артподготовку» на идеологическом фронте просто так не проводят. С другой стороны, если судить об эффективности множества решений, принимаемых нынешним составом американских конгрессменов, то сбрасывать со счетов чисто экономическую подоплеку геополитики США также не следует. В этом плане объяснение многим инициативам могло бы звучать так: огромное число обученных к использованию оружия людей нужно чем-то занять, так давайте придумаем им работу – а гражданскому слою налогоплательщиков всегда успеем объяснить, ради каких ценностей демократии армия США, контингент NATO, специальные и разведывательные службы суют свой нос в дела других суверенных государств. Тем более, что ФРС со своей политикой «количественного смягчения» всегда предоставит любое количество свежеотпечатанных долларов на любые военные цели.
Впрочем, как бы ни выглядела истинная суть происходящего, преимущества, обретенные одной стороной, автоматически обеспечивают проблемы для всех остальных. Вот почему понятна обеспокоенность экспертов, имеющих непосредственное отношение к регионам Центральной Азии: если в скором времени региону действительно уготована роль очередного очага геополитической напряженности, то меры лучше принимать уже сейчас, пока не стало поздно.
А пока представляем нашим читателям комментарий эксперта. Специально для сайта Бюро информации Notum свою точку зрения по выше обозначенной проблеме любезно согласился озвучить Юрий Крупнов.
"Сайфулло Сафаров - один из самых глубоких и патриотичных аналитиков во всей Центральной Азии. Поэтому, во-первых, к его словам стоит не только прислушиваться, но и обязательно системно прорабатывать. Во-вторых, именно Ферганская долина - одна из самых густонаселённых территорий в мире, с плотностью населения в 300 и более человек на кв. км. Население - очень бедное, много самой настоящей нищеты, экономика в целом примитивна. Вдобавок долина поделена между тремя государствами. Наконец, именно через Ферганскую долину идёт самый интенсивный трафик афганского героина, обильно питающий экстремизм и преступность. Всё это в полной мере использовали не только разнообразные (до двух десятков) экстремистские и террористические организации, парамилитарные группы, имеющие здесь глубоко законспирированные, разветвлённые и укоренённые сети с идеологическими, хозяйственными и боевыми дивизионами, но и наши заокеанские "доброхоты".
Соответственно, уровень внутреннего напряжения здесь - крайне высокий. Это кипящий котёл, но пока прикрытый крышкой. И на сегодня держит эту крышку только США и НАТО, которым пока, на период вывода войск по Северной дистрибутивной сети через Узбекистан и формирования транспортно-логистической инфраструктуры для контроля Центральной Азии и организации антироссийского военно-стратегического плацдарма в регионе нужна стабильность. Но когда станет необходимым - будет взрыв и кровавое перекраивание всего региона.
Пока же эта подспудная сверхугроза используется Вашингтоном и Брюсселем для того, чтобы передать власть в Узбекистане и Казахстане, где, к глубочайшему моему сожалению, здоровье руководителей оставляет желать лучшего, контролируемым Западом кланам.
В-третьих, смысл предупреждений Сайфулло Сафарова не в том, чтобы запустить самосбывающиеся прогнозы, а в том, чтобы первые лица наших государств в полной мере понимали ситуацию и угрозы, выстраивали новую устойчивую конфигурацию региона. Речь идёт, прежде всего, о форсированной новой индустриализации региона, где Ферганская долина, как и Афганистан - абсолютный приоритет.
Кто может выступать против предупреждений Сафарова? Либо малограмотные псевдоэксперты, либо те, кто видит выгоду для себя в американско-натовской структурации и переформатировании региона."
Источник статьи - ЗДЕСЬ
- Мировое качество жизни (№90)
- Нет мегаполисной урбанизации! (№114)
- Многодетная крупная многопоколенная семья (№80)
- Афганская стратегия России (№60)
- Демографический прорыв (№55)
- Национальная промышленная система России (№50)
- Миграционная доктрина России — нет миграции ради миграции (№52)
- Хасан-2 (№54)
- Корпорация развития Центральной Азии (№169)
- Дом в России (№158)
- Ноополисы (№116)
- Русская песня (№182)
- Жемчужное ожерелье России (№183)
- Центрально-азиатская единая водная система (№99)
- Национальный космический центр имени Флоренского (№119)
- Антинаркотический кодекс (№71)
- Перевооружение промышленности – новое российское станкостроение (№140)
- Сеть кластеров промышленного развития (№170)
- Суверенная авиация (№49)
- Рубль как мировая неспекулятивная валюта и основа мировой реальной экономики (№48)
- Большой российский Кавказ (№24)
- Проектное государство (№26)
- Новый Дальний Восток (№20)
- 300 миллионов русских к XXII веку (№19)
- Дом - каждой молодой семье (№18)
- Космодром Восточный — ведущий космодром мира (№30)
- Сельское развитие (№23)
- Ядерная доктрина России (№40)
- Русская Арктика (№32)
- Русский язык как язык мирового развития (№36)
- Миропорядок справедливости и развития (№46)
- Мировая держава (№35)
- Тысяча новых городов для России (№1)
- Спасти Москву! (№6)
- Новый Средний Восток (№12)
- Новая большая страна (№2)
- Новая столица России на Дальнем Востоке (№3)
- Четырехдетная семья - национальный приоритет для России (№5)
- Вводить 1 кв. м. жилья в год на каждого жителя России (№8)