Новая Центральная Европа как проект интеграции интеграций
09.09.2013 | Автор: Юрий Царик, руководитель Белорусской группы развития
5 сентября 2013 года был опубликован доклад, подготовленный Центром стратегических и внешнеполитических исследований совместно с Белорусской группой развития, «К Новой Центральной Европе! Преодоление кризиса Центральной Европы через строительство нового макрорегиона».
В докладе получила развитие идея строительства Новой Центральной Европы, как особого макрорегиона, который должен иметь свой внутренний рынок, промышленно-инфраструктурный базис, стратегию развития и вступать в равноправное взаимодействие с другими макрорегионами и крупными субъектами мировой политики. Проведен анализ потенциальных ролей различных стран региона в строительстве Новой Центральной Европы: среди стран Евросоюза наибольшие предпосылки для лидерства имеет Словакия, с точки зрения промышленно-инфраструктурного развития – Украина, в плане проектирования и интеллектуального продвижения проекта – Беларусь. При этом реализация проекта НЦЕ представляется невозможной без изменения политики России – смены идеологии и практики «либеральной империи» на идеологию и практику совместного развития.
Более сложным является отношение проекта Новой Центральной Европы к европейской интеграции. С одной стороны, реализации проекта предполагает более активное взаимодействие стран региона с централизованными европейскими фондами, такими как Европейский фонд регионального развития, Европейский социальный фонд, Европейский сельскохозяйственный фонд. С другой стороны, сама идеология проекта предполагает активизацию стран Центральной и Восточной Европы в отстаивании интересов своего суверенного развития на основе собственных внешнеполитических стратегий. Проект НЦЕ исходит из того, что все модели подчиненного, зависимого от внешних игроков развития региона исчерпали себя и показали свою несостоятельность. В условиях второй волны глобального кризиса необходим переход региона к самостоятельным действиям, в том числе, направленным на принуждение крупных игроков – Евросоюза и России – к изменению их политики, причем, не только в отношении самой Центральной и Восточной Европы. Важнейшим фактором успеха строительства НЦЕ является формирование и реализация политики совместного развития Европейского союза в отношении стран Северной Африки и Юго-Западной Азии и России в отношении стран Центральной Азии.
Доклад «К Новой Центральной Европе! Преодоление кризиса Центральной Европы через строительство нового макрорегиона» разработан в тесном сотрудничестве с международным общественным движением «Движение развития» и программой «Проектное государство» в рамках проекта № 70 «Новая Центральная Европа». Проект Новой Центральной Европы является концептуальной рамкой, особым модусом евразийской интеграции. Всего в докладе «Новая большая страна. Евразийский союз – единая цивилизация, много государств» выделены пять таких модусов-макрорегионов: Новый Средний Восток, Большой Кавказ, Новая Центральная Европа, Союзное государство и союз России и Монголии. Всех их объединяет то, что интеграция по ним осуществляется на основе принципов суверенного равенства и совместного развития. Однако каждый из макрорегионов характеризуется особыми условиями и требованиями к интеграционному процессу.
Специфика Новой Центральной Европы состоит в том, что на территории региона разворачивается сразу два интеграционных процесса – европейская и евразийская интеграция. В условиях глобального кризиса и международной дестабилизации эти два процесса ведут к росту напряженности в регионе и полному игнорированию интересов развития «малых» стран Центральной и Восточной Европы. Поэтому в рамках НЦЕ необходима реализация концепции интеграции интеграций, то есть, совмещения процесса двух интеграции. В этой связи приоритетом в строительстве Новой Центральной Европы, особенно на ее первом этапе, является неполитическая интеграция – неправительственная дипломатия высокого уровня и бизнес-контакты, ведущие к выработке единого видения будущего региона. Этот подход позволяет осуществлять межинтеграционные взаимодействия поверх институциональных границ и блоковых разделений.
Опубликовано в рамках продвижения проектов развития: №2 Новая большая страна №70 Новая Центральная Европа
- Мировое качество жизни (№90)
- Нет мегаполисной урбанизации! (№114)
- Многодетная крупная многопоколенная семья (№80)
- Афганская стратегия России (№60)
- Демографический прорыв (№55)
- Национальная промышленная система России (№50)
- Миграционная доктрина России — нет миграции ради миграции (№52)
- Хасан-2 (№54)
- Корпорация развития Центральной Азии (№169)
- Дом в России (№158)
- Ноополисы (№116)
- Русская песня (№182)
- Жемчужное ожерелье России (№183)
- Центрально-азиатская единая водная система (№99)
- Национальный космический центр имени Флоренского (№119)
- Антинаркотический кодекс (№71)
- Перевооружение промышленности – новое российское станкостроение (№140)
- Сеть кластеров промышленного развития (№170)
- Суверенная авиация (№49)
- Рубль как мировая неспекулятивная валюта и основа мировой реальной экономики (№48)
- Большой российский Кавказ (№24)
- Проектное государство (№26)
- Новый Дальний Восток (№20)
- 300 миллионов русских к XXII веку (№19)
- Дом - каждой молодой семье (№18)
- Космодром Восточный — ведущий космодром мира (№30)
- Сельское развитие (№23)
- Ядерная доктрина России (№40)
- Русская Арктика (№32)
- Русский язык как язык мирового развития (№36)
- Миропорядок справедливости и развития (№46)
- Мировая держава (№35)
- Тысяча новых городов для России (№1)
- Спасти Москву! (№6)
- Новый Средний Восток (№12)
- Новая большая страна (№2)
- Новая столица России на Дальнем Востоке (№3)
- Четырехдетная семья - национальный приоритет для России (№5)
- Вводить 1 кв. м. жилья в год на каждого жителя России (№8)