Публикации: http://www.proektnoegosudarstvo.ru/publications/0176/

Класс развития избавит Россию от «лишних людей»

10.02.2014 | Автор: Ксения Гусева

В современном обществе всё чаще стали выделять новую социальную группу, загадочно именуемую – прекариат.  Это обозначение тех, кто не отягощает себя никакими обязательствами перед обществом и государством.

Прекаризация (от англ. и лат. сомнительный, опасный, рискованный, негарантированный, нестабильный, стоящий на песке). В общем понмании трудовые отношения, которые могут быть расторгнуты работодателем в любое время. Также  термин означает дерегуляцию трудовых отношений и ущемленную правовую и социальную гарантию занятости. Это явление охватило значительную часть наёмных работников и в связи с этим высказывается точка зрения, что на смену знакомому понятию «пролетариат» пришло новое  — «прекариат».

В России вопрос о зарождающемся прекариате возник совсем недавно. В апреле 2013 года на XIV Международной научной конференции "Модернизация экономики и общества" вице-премьер РФ Ольга Голодец заявила, что 38 млн трудоспособных россиян "непонятно где заняты, чем заняты, как заняты". Это сразу же подтолкнуло российских учёных "провести ревизию" российского общества, особенно трудоспособной его части на предмет какой-либо занятости. Некоторые эксперты считают, что около 30% трудоспособных россиян находятся в условиях "неустойчивой занятости", то есть их трудовые отношения не оформлены и они находятся в теневом или, как выразилась Ольга Голодец, "нелегитимизированном" секторе рынка труда.

 В России дело осложняется тем, что, в отличие от Запада, государство почти полностью самоустранилось от решения социальных проблем. Ещё одна причина массового появления такой страты в России – "одичание" населения, отсутствия у него базовых знаний, без которых немыслим постиндустриальный мир. Особенно поражён "одичанием" мир российской молодёжи: большинство уже не мыслит себя в индустриальном и сельскохозяйственном мире, но ему не хватает и знаний и стремления вписаться в мир постиндустриальный.

Аналогичная проблема существует сегодня и на Западе, где социальные работники и психологи уже активно работают в поисках решений и оказывают посильную психологическую помощь людям, страдающим таким недугом. В России же государство буквально самоустранилось от этого явления, и общество действительно в какой-то степени имеет право чувствовать себя брошенным и потерянным. У молодежи отсутствуют ориентиры развития, нет базовых знаний, стремления к труду.

В век массовых развлечений и огромного потока информации российская молодежь не может найти свое место в постиндустриальном мире. А это грозит большой опасностью. Зачастую новое поколение попросту не готово к элементарной ответственности, созданию семьи и выстраиванию качественной карьеры. Новое общественное явление, хорошо известное в Японии, теперь начинает завоевывать и остальной мир. Имя ему – хикимори. Хикимори – это молодые люди, которые прячутся от реального мира в своей комнате, где создают свою собственную вселенную с помощью игровых приставок, видеоигр и интернета.

В Японии от этого явления "страдает" более одного миллиона человек. В основном это молодые люди от 17 до 30, которые живут с родителями и практически не выходят на улицу.

Специалисты выделяют несколько причин появления данного феномена: требования со стороны семьи и общества, несоответствие общественным ожиданиям, а также психологическое давление. Молодые люди начинают чувствовать себя неудачниками, становятся пессимистами, считают, что все, что находится вне их мира, бессмысленно.

Так как это достаточно новый и полностью не изученный и не описанный в книгах феномен, то проблема заключается еще и в том, что сейчас нет специалистов, которые могли бы что-либо сделать.

Превращение ранее гарантированных трудовых отношений в существенно негарантированные и незащищенные (прекаризация) включает такие виды занятости, как подрядная работа, трудовой контракт на ограниченный срок, занятость на неполное рабочее время при малых или вообще отсутствующих социальных гарантиях, мнимо самостоятельный труд, работа по вызову и т.д. К прекаризации также можно отнести так называемый заемный труд (аутстаффинг, лизинг персонала). Его суть в том, что специализированная коммерческая фирма (зачастую частное агентство занятости) нанимает в свой штат работников, временных или постоянных, исключительно для выполнения заказов на услуги этих работников. Прекаризация фактически приводит к ограничению ответственности работодателя за персонал, который ему приносит прибыль. Подверженных прекаризации работников стали даже называть прекариатом. Прекаризация болезненно сказалась на профсоюзах. Так, например, в США численность членов профсоюзов упала до самого низкого уровня за последние 70 лет. В России под прекаризацией понимают негарантированную занятость или нетипичную занятость.

Человек в суперразвитом техномире становится пленником его открытых возможностей.  Личная свобода увлекается стремлением испытать как можно больше всяких примочек, игр, гаджетов, развлекалочек, жвачек. Перед ним открывается коллективный океан, где никто ни за что не отвечает, где всё происходит само собой, где за всеми (вскоре) ухаживают роботы, и единственной целью существования становится инфантильное сливание себя в сон потребления. Теряется личная свобода. Человек видит себя слишком маленьким и немощным перед этим всеразвитым монстром. Он не желает себя ни воспроизводить, ни брать ответственность за собственное существование. Матрица целиком его поглощает. Такая среда вырождается в человеческом виде, всё больше и больше переходит в киборгизацию, виртуализацию и  т. п. Тотальное слипшееся сознание, единое на всей спящих. Японцам удаётся убаюкать себя, отдать на воспитание роботам - очень опасная болезнь».

В конечном счете, острый инфантилизм приводит людей лишь к потреблению и невозможности созидать. Однако такой образ жизни наносит вред не только им, но и последующим поколениям. Отсутствие демографического развития в городах в России, Европе строится на тех же основаниях: рост внешних возможностей, усиление эгоизма использования личной свободы, неспособность сознания противостоять системе коллективного потребительского сна, капиталистическое измерение жизни людей, лишение реальной свободы, в результате угасание и вымирание.

Так или иначе в ближайшее время весь мир столкнется с обществом прекариата. Проблема «лишних людей» станет острее, а значит нам всем придется работать над созданием новой социально-экономической модели.  В реальную, а не виртуальную жизнь, должен прийти новый класс – класс развития, который возьмет на себя решение реальных, а не надуманных проблем.