Публикации: http://www.proektnoegosudarstvo.ru/publications/0185/

Юрий Крупнов: «Афганская война – образец для всех конфликтов подобного рода»

21.02.2014 | Автор: Ксения Гусева

15 февраля 1989 года официально была поставлена точка в конфликте, получившем впоследствии название «Афганской войны». Это был, пожалуй, самый долгий и самый масштабный по количеству жертв военный конфликт с участием советских войск после 1945 года.Афганский конфликтНа сегодняшний день существует две точки зрения относительно афганского конфликта. Первая: «СССР защищал Афганистан от захвата страны радикальными исламистами-моджахедами и их западных кураторов» и «СССР совершил агрессивную войну с целью расширить свою сферу влияния». Но лишь немногие исследуют истинные причины, по которым СССР отправил свой контингент в Афганистан, цели военных операций, которые выполнялись советскими частями, и экономическую поддержку в СССР в сфере социально-экономического развития страны.

В декабре 1989 года второй съезд народных депутатов СССР назвал Афганскую войну «авантюрой», которую необходимо морально и политически осудить. Но для чего в действительности была нужна эта крупнейшая военная операция Советскому Союзу, вылившаяся в десятилетнюю войну? Один из факторов, оказавший влияние на принятие решения о вводе войск, - наличие просоветских сил в Кабуле в лице Нурмухаммада Тараки и Барбака Кармаля, противостоящих исламским моджахедам и оппозиционным силам Хафизуллы Амина. Другой фактор – это борьба за влияние в ЦК КПСС. И третий фактор – США, которые желали отомстить СССР за поражение во Вьетнамской войне.

К концу 70-х годов СССР достиг ядерного паритета с США, и теперь существование мира в двухполюсном формате стало незыблемым. Договор ОСВ-1 и Хельсинское совещание стали событиями, которые обозначили примирение капиталистического и социалистического мира. Это был наивысший расцвет периода разрядки в политическом противостоянии двух блоков.

Однако стратеги СССР одновременно с подготовкой Договора ОСВ-2 приступили к модернизации своих ракетных систем, заменив на новую модель СС-20, которые будучи ракетами того же класса превосходили по дальности американские аналоги. Это вызвало нервозность стран-членов НАТО. Сначала ФРГ, а затем и США обвинили СССР в нарушении договоров и желании добиться военного превосходства.

После того как в 1977 году в белый дом пришла администрация Джимма Картера, политика США изменилась в худшую сторону. И вызвано это было, прежде всего, тем, что советник по национальной безопасности Збигнев Бжезинский был большим ненавистником Советского Союза и оказывал огромное влияние на довольно мягкого по характеру Картера. После «Апрельской революции», в 1978 году, когда в Афганистане установился просоветский режим, Бжесинский продавил политику поддержки противникам нового режима. Бжезинский сам это признавал в интервью французскому изданию «Le Nouvel Observateur» в 1998 году. «Согласно официальной версии этой истории, помощь ЦРУ моджахедам началась в 1980 году, то есть уже после вторжения Советской армии в Афганистан 24 декабря 1979 года, - сказал Бжезинский. – Но реальность, строго соблюдаемая до сегодняшнего дня, совершенно другая. На самом деле президент Картер 3 июля 1979 года подписал первую директиву по секретной помощи оппонентам просоветского режима в Кабуле. И в тот самый день я написал президенту записку, в которой объяснил, что, по моему мнению, эта помощь должна была вызвать советскую военную интервенцию». После этого американский стратег польского происхождения многозначительно добавил: «Мы не заставляли русских вторгаться, но мы сознательно увеличивали возможность того, чтобы они это сделали».

США сознательно шли на поддержку движения моджахедов, усиливая междоусобицу и провоцируя советское вмешательство. Считать одни только Штаты главным архитектором специальной операции «Циклон» (именно так окрестили ее в Вашингтоне) неправильно. За каждый вложенный американцами доллар - один доллар давали саудовцы. И это открыто признал бывший глава резидентуры ЦРУ в Афганистане и Пакистане Милтон Берден в своем интервью телеканалу «Россия».

Современные политологи и эксперты по-разному оценивают военные конфликт в Афганистане. Существует версия, что в афганский капкан Москва попала не только благодаря американцам и конкретно Бжезинскому, но и главному стороннику ввода советских войск – Председателю КГБ Юрию Андропову. На совещании у Брежнева представители армии высказывались против ввода, считая что внутренние противоречия должны быть решены силами самих афганцев. Военный публицист и журналист Владислав Шурыгин утверждает, что в ход совещания вмешался Андропов: «Опираясь на некие «данные агентуры», он заявил, что ЦРУ США в Турции … проводят операцию по созданию «Новой Великой Османской империи» с включением в нее южных республик из состава СССР, что США уже подготовили батареи ракет «Першинг» к тому, чтобы в ближайшие месяцы развернуть их в Афганистане, и это ставит под угрозу наши стратегические объекты, в том числе космодром Байконур, что после переворота в Афганистане Пакистан готов начать разработку афганских урановых месторождений для создания ядерного оружия. После этого выступления Брежнев свернул дальнейшую дискуссию и приказал готовить операцию по вводу войск», - отмечает Шурыгин.

Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов называет кампанию 1979-1989 годов «блестящей военной операцией, которая до сих пор остается образцовой для всех конфликтов подобного рода». «Это одна из самых удачных, в том числе и для советской армии операций, где наши военные очень быстро научились беречь человеческие жизни и решать незначительными силами колоссальные по сложности задачи, - подчеркивает эксперт. – Фундаментальной спецификой присутствия ограниченного контингента советских войск в Афганистане стало то, что фактически это был процесс подготовки развития Афганистана, то есть не военный, а именно социально-хозяйственный процесс, как это ни покажется кому-то парадоксальным». Юрий Крупнов также отмечает, что: «Все разговоры о том, что кремлевские старцы-маразматики приняли ошибочное и глупое решение о вводе войск в Афганистан, неадекватны. Так могут говорить только те, кто не знает обстановки, которая сложилась тогда вокруг и внутри Афганистана. Если бы Советский Союз не ввел войска, то Афганистан был бы разделен между Ираном и Пакистаном. И тогда «горячая точка» возникла бы непосредственно рядом с границами нашей страны, но уже без контроля со стороны СССР. И не надо забывать, что апрельская революция в Афганистане 1978 года (в результате которой к власти пришла просоветская Народно-демократическая партия – ред.) произошла вообще без участия СССР. Только после этого правительство Афганистана обратилось за помощью к советскому правительству. И никто не предполагал того масштаба присутствия советских войск, которое потом оказалось необходимым. Но с точки зрения сложности ситуации, создавшейся на момент ввода войск, это было совершенно нормальным решением».

Опубликовано в рамках продвижения проектов развития: №60 Афганская стратегия России, №65 Афганское наркопроизводство как угроза международному миру и безопасности, №67 Мир и согласие в Афганистане, №93 Индустриализация Афганистана, №150 Русский колледж в Афганистане, №169 Корпорация развития Центральной Азии.