Публикации: http://www.proektnoegosudarstvo.ru/publications/0187/

Восток – дело общее. Минвостокразвития рассредотачивается по России

24.02.2014 | Автор: Виктор Мартынюк

Аппарат ведомства будет работать в Москве, Хабаровске и Владивостоке 

Дальний ВостокМинвостокразвития РФ – без преувеличения, самое необычное из всех ведомств. Министерство это по своей миссии гиперстратегическое, но при этом – самый натуральный изгой, некое бюрократическое недоразумение с неясными полномочиями.

При этом все прекрасно понимают, что данный новодел возник на политико-административном поле «не от хорошей жизни». А толку? За два с лишним года из недр этого министерства вышла разве что убористая концепция развития Дальнего Востока и Забайкалья. Хорошие там слова написаны, правильные. Только вот Минфин не захотел их полноценно конвертировать в рубли: программу приняли в усеченном виде и стали думать-гадать – что теперь с этой красотой делать?

Решение предложил, разумеется, Владимир Путин, своей волей внеся изменения в свой же указ о развитии дальневосточных территорий. Не мудрствуя лукаво, глава государства постановил рассредоточить аппарат ведомства по России, разделив его на три части, которые будут работать в Москве, Хабаровске и Владивостоке.

Как такового «головного» офиса у министерства при этом не будет: все части будут абсолютно равны между собой и с равным же рвением будут стремиться к обозначенной цели – развитию инфраструктуры ныне пустеющих земель, подъему экономики.

Добиваться этого Минвостокразвития должно через привлечение инвестиций, создание благоприятных условий для экспортно ориентированной промышленности, привлечение в регион высококвалифицированных кадров, в том числе из-за рубежа, и прочие полезные мероприятия.

Отдельный пункт в утвержденной Путиным реформе ведомства – разграничение функций руководителя министерства и полпреда президента на Дальнем Востоке. Как мы помним, Виктор Ишаев возглавил в свое время это ведомство, оставшись при этом в кресле регионального представителя Кремля. Надо понимать, раздвоение руководящего кресла продиктовано исключительно рациональными, административными соображениями?

Хотя в условиях, когда господствующие позиции остаются у министерства финансов, не вполне ясной видится перспектива такой реформы. «Одна голова – хорошо, а две – лучше» – истина прописная, но для ярых приверженцев монетаризма и верных последователей Кудрина, Чубайса и Гайдара явно недостаточная...

В беседе с обозревателем KM.RU политолог, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов приветствовал внесенные корректировки в президентский указ о развитии Дальнего Востока:

- В целом я считаю, что это абсолютно правильное рабочее решение, то есть не надо тут преувеличивать вопросы децентрализации, распыления и так далее. Другое дело, что мне кажется, что кроме совершенно уникального приморского, даже южного по дальневосточным меркам Владивостока, конечно, идеально было бы сделать штаб, например, в Благовещенске или другом городе Амурской области. Это совершенно другая континентальная ситуация, совершенно другая экономика, отличная от той, что есть в Приморском крае.

А в целом создание Министерства развития Дальнего Востока и повышение статуса полпреда президента на Дальнем Востоке до вице-премьера, что произошло в прошлом году, – это абсолютно правильные и давно назревшие меры, и здесь наличие административно-организационной вертикали является необходимой предпосылкой для удачной реализации любых проектов на Дальнем Востоке. Я бы это приветствовал.

- Идея разделить функции постпреда президента на Дальнем Востоке и министра развития региона, видимо, призвана дополнительно гарантировать эту удачную реализацию?

- Гораздо более важным мне тут видится решение повысить полпреда в должности до ранга вице-премьера. Тем самым был резко усилен его статус, усилены полномочия в плане принятия операционных решений в правительстве у полпреда. И в этом плане получается очень хорошая структура, когда есть один полпред и вице-премьер в одном лице, а есть министерство как инструмент реализации политики развития.

Прежняя схема – министр и полпред в одном лице – была заведомо куда менее эффективна. Так что новая конфигурация – это резкое усиление, умощнение присутствия на Дальнем Востоке. Это необходимейшее условие для любых мероприятий.

- Все же что на сегодняшний день в основном мешает успешной реализации концепции развития Дальнего Востока?

– Развитию дальневосточных территорий на сегодняшний день препятствуют два фактора – их недостаточно высокий статус в российской политике и геополитике. Но Дальний Восток при этом нужно делать абсолютным приоритетом российской политики, поскольку это наш геополитический регион № 1. Собственно, в последнем президентском послании Федеральному Собранию, по сути, Дальний Восток и был назван нашим приоритетом. Это очень правильно, но надо, чтобы все политические элиты, а не только президент, четко это уяснили и в своей работе исходили из этого обстоятельства.

Конечно, тот тип экономики, который формировался в стране последние 25 лет, абсолютно неадекватен стране в целом и даже центру города Москвы, а уж тем более – всем регионам, не говоря о Дальнем Востоке. Так что его можно поднимать лишь путем перехода на принципиально иную проектную модель экономики, иначе никакого толка не будет.

Источник ЗДЕСЬ.