Публикации: http://www.proektnoegosudarstvo.ru/publications/0200/
Корпорация развития
20.03.2014 | Автор: Константин Галузин
О создании Российской корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии рассказывает И.И. Батыршин, начальник научно-исследовательского центра ФСКН России.
– Ильнур Ильдарович, расскажите, пожалуйста, какие цели и задачи стоят перед Российской корпорацией сотрудничества со странами Центральной Азии?
– В 1998 году Генеральная Ассамблея ООН проводила специальную сессию, посвященную борьбе с наркотиками. Одним из вопросов, обсуждавшихся на сессии, был вопрос так называемого альтернативного развития. Альтернативное развитие – это комплекс мер, предоставляющих жителям регионов, где выращиваются наркотики, альтернативные, законные источники дохода. Проблема в том, что в Афганистане, Колумбии, Боливии, Таиланде выращиванием наркосодержащих растений, как правило, занимаются крестьяне, у которых нет других источников дохода. Заработанных ими на культивации опиумного мака или коки средств зачастую хватает только на прокорм семьи, а основную прибыль получают крупные наркобароны. Поэтому нельзя просто прийти и уничтожить поля – это оставит крестьян без доходов, обречет их на вымирание. В этой связи было предложено разработать систему мер по так называемому альтернативному развитию, которая позволила бы постепенно сокращать производство наркотиков. С тех пор под эгидой ООН регулярно разрабатываются и реализовываются программы по альтернативному развитию в тех или иных регионах мира.
В рамках этого подхода ФСКН России предложила создать Российскую корпорацию сотрудничества со странами Центральной Азии. С какой целью? Дело в том, что трафик афганских наркотиков в Россию лежит через страны Средней Азии, население которых бедное, источников дохода почти не имеет. Безусловно, нужно ловить торговцев, изымать наркотики, сажать преступников в тюрьму. Но жизнь показала: как только одного наркоторговца посадим, сразу же на его месте появляется другой. Необходимо создавать и развивать в регионе законную, легальную, экономику, чтобы люди могли полноценно жить без вовлечения в криминальную деятельность. Именно поэтому еще в прошлом году директор ФСКН России Виктор Петрович Иванов выступил с инициативой создания такой корпорации. Это очень важно. Необходимо сочетание полицейских мер борьбы – когда ловятся преступники, уничтожаются нарколаборатории – с мерами по альтернативному развитию. Только применяя эти меры комплексно, можно добиться результата.
17 апреля данный вопрос обсуждался на заседании Правительственной комиссии по разработке и реализации антинаркотических программ, обеспечивающих интересы Российской Федерации в Центральной Азии, и был единогласно поддержан. Сейчас ведется проработка этой инициативы с целью определить ее форматы: в какой юридической форме создавать корпорацию, кто станет ее учредителем, как она будет финансироваться. Наш научно-исследовательский центр активно участвовал в разработке проекта. Мы провели и продолжаем проводить консультации с российскими и зарубежными экспертами, создали концепцию корпорации, предложили ряд программ, которые можно было бы реализовать в ее рамках.
– Как другие страны мира используют подобные корпорации развития, приведите пример?
– Зарубежный и международный опыт создания и функционирования институтов развития содержит множество примеров организации таких институтов в форме корпораций развития как регионального, так и глобального уровня.
На глобальном уровне наиболее известны институты группы Всемирного банка: Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация. Региональный уровень представлен Европейским банком реконструкции и развития, Европейским инвестиционным банком, Азиатским банком развития, Межамериканским банком развития, Африканским банком развития, Исламским банком развития, Андской корпорацией и другими организациями.
Корпорации развития зарубежных стран создают и отдельные государства. Из недавних инициатив стоит отметить созданную в 2004 году по инициативе Дж. Буша "Корпорацию вызовов тысячелетия" (Millenium Challenge Corp.), используемую для инвестиций за пределами США в обмен на политические и экономические реформы с акцентом на борьбу с коррупцией. Существует Японская корпорация развития зарубежных стран (Japan Overseas Development Corporation, JODC), представляющая собой субсидируемую японским Министерством экономики, торговли и промышленности некоммерческую организацию (аналог российских госкорпораций), основной задачей которой является содействие промышленному развитию зарубежных стран и продвижение продукции и интересов японских промышленных корпораций на внешние рынки.
В 1999 году для дополнения деятельности Исламского банка развития (ИБР) была создана Исламская корпорация по развитию частного сектора с уставным капиталом в один миллиард долларов, из которых 500 млн распределены среди стран-участниц ИБР, 250 млн принадлежат самому банку. Особенностью данной корпорации является, в частности, иммунитет всех ее доходов, сделок и выплат от любых видов налогообложения и таможенных пошлин.
Лидером по количеству корпораций развития на национальном уровне являются США, в которых одномоментно действует до ста корпораций, таких как Всеамериканская корпорация развития энергетики (U.S. Energy Development Corporation), Корпорация развития Ниагарского региона (Niagara Development Corporation), Корпорация развития Нижнего Манхэттена в Нью-Йорке (The Lower Manhattan Development Corporation) и другие.
В Великобритании можно выделить Корпорацию развития Содружества (Commonwealth Development Corporation, или CDC Group), ранее называвшуюся Колониальной корпорацией развитии (Colonial Development Corporation) и отвечающую за реализацию крупномасштабных проектов за рубежом. Хорошим примером является Корпорация развития шлюза Темзы в Лондоне (London Thames Gateway Development Corporation, LTGDC) – государственная структура по подъему окраины британской столицы.
Мы также внимательно изучили опыт Промышленной корпорации развития Южной Африки (The Industrial Development Corporation of South Africa Ltd, IDC) как национального финансово-инвестиционного института в Южно-Африканской Республике.
Широко известна и признана Андская корпорация развития – международная кредитно-финансовая организация Андской системы интеграции, основной целью которой является поддержка экономического прогресса и региональной интеграции латиноамериканских стран, созданная в 1970 году основными акционерами – Боливией, Колумбией, Эквадором, Перу и Венесуэлой и, миноритарно, Бразилией, Чили, Мексикой, Тринидадом и Тобаго, а также 22-мя частными банками стран региона.
Исключительно успешным примером является Jurong International – государственная корпорация, созданная в Сингапуре и обеспечивающая работу 85 нефтеперерабатывающих компаний, размещенных на одном полуострове. Эти 85 компаний производят валовый внутренний продукт, который находится на одном уровне с двумя крупнейшими нефтеперерабатывающими комплексами мира – в Хьюстоне и Амстердаме. Они перерабатывают в год свыше 4,5 млн баррелей нефти, расщепляя их до молекулы, производя бензин, полиэтилены, пластмассы и другие производные продукты, которые тут же продаются компаниям со всего мира.
– С какими трудностями сталкивается Российская корпорация сотрудничества со странами Центральной Азии в процессе ее становления?
– Важным аргументом в пользу корпорации является то, что бизнес очень часто с неохотой идет в этот регион, поскольку для частных компаний там существуют определенные риски. Корпорация же сможет выступить гарантом всех компаний, заинтересованных в работе. Тем самым Российская корпорация сотрудничества со странами Центральной Азии будет способствовать укреплению внешнеэкономических позиций нашей страны в регионе. Однако главная задача корпорации – предоставление источников альтернативного дохода жителям региона. Получение экономической прибыли на первое место не ставится, хотя такая задача тоже стоит. Но главное, повторю, – реализация "долгоиграющих" проектов, на десять, пятнадцать лет, которые создавали бы для жителей региона рабочие места, постоянную занятость, и которые позволили бы в долгосрочной перспективе снизить наркодавление на нашу страну.
– Почему ФСКН считает необходимым создание корпорации развития?
– Допустим, поймали группу наркоторговцев из какой-либо страны Средней Азии и "обрубили" наркотрафик, но – на несколько месяцев. Потому что вскоре обязательно появится новый человек, который заново установит связи между преступными группами в России и этой стране, договорится о деталях и организует новый канал поставки наркотиков. Полицейские меры важны, необходимы, но они приносят краткосрочный эффект. Их необходимо дополнять долгосрочной стратегией, направленной на изменение условий и предпосылок возникновения самого трафика. Концепция альтернативного развития и предложенная в рамках этой концепции Российская корпорация сотрудничества со странами Центральной Азии направлены на решение именно этой долгосрочной задачи.
Точно так же мы предлагаем работать и в Афганистане, стране, где непосредственно производятся наркотики. Здесь очень важно не просто развивать сельское хозяйство, стимулировать выращивание крестьянами других – законных и при этом выгодных – сельскохозяйственных культур. Например, выращивание шафрана – эта пряность по своей прибыльности не уступает опиуму. В Афганистане уже реализован ряд проектов, в рамках которых была оказана помощь афганским крестьянам по выращиванию шафрана и выходу на международные рынки для его продажи. Однако подобные проекты являются точечными и не могут служить панацеей для всей страны. Тем более что потребности в шафране на мировом рынке ограничены, рано или поздно произойдет его перенасыщение, и шафран просто-напросто перестанут покупать.
Альтернативное развитие не должно сводиться к попыткам заместить опиумный мак другими культурами, к раздаче семян пшеницы, того же шафрана или других растений.
Необходимо вырабатывать комплексный план развития региона, в рамках которого создавался бы замкнутый цикл по переработке сельскохозяйственной продукции, появлялись новые, в том числе промышленные производства. Известно, когда осуществляется переработка сельскохозяйственной продукции, возрастает добавочная стоимость, что гораздо выгоднее для крестьян. Когда создается индустрия, вокруг нее образуется ряд обслуживающих предприятий. То есть, формально, на одном заводе будет занято, к примеру, сто человек, а рабочих мест появится в несколько раз больше. Тем самым очень большое количество людей вовлекается в законную деятельность, и возникают предпосылки для прекращения выращивания мака.
Именно поэтому мы считаем необходимым выработать комплексный план по экономическому развитию Афганистана, прежде всего тех регионов, в которых выращиваются наркосодержащие растения. Чтобы там появились условия для ведения законной экономической деятельности. А если кто-то продолжит выращивать опиум или перерабатывать его в героин, то таких людей, конечно, нужно привлекать к ответственности. В этом и заключается идея альтернативного развития: мы должны предоставить людям возможность зарабатывать законным путем, а тех, кто не желает этого, максимально жестко наказывать.
– Какие российские компании поддерживают проект или хотят войти в него?
– В настоящее время ведутся переговоры с Внешэкономбанком. У Внешэкономбанка есть опыт разработки подобных организаций. В частности, он создал Корпорацию по развитию Северного Кавказа, долгое время обсуждался вопрос создания Корпорации по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока. Эти структуры планировались и разрабатывались как некие дочерние предприятия Внешэкономбанка. Вопрос создания Российской корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии мы прорабатываем тоже как одну из дочерних структур Внешэкономбанка. К этому проекту могут подключиться и другие крупные компании, имеющие свои интересы в регионе, для которых наша корпорация, как я уже говорил, предоставит новые возможности и гарантии.
– Какие проекты могут быть реализованы в рамках работы корпорации?
– Проекты могут быть как относительно мелкими, так и весьма масштабными. Например, обслуживание и ремонт военной техники в Таджикистане, что прогнозируется как самоокупаемый проект, который позволит создать новые рабочие места. Или проект совсем другого масштаба – организация комплексной системы рационального водопользования в странах Центральной Азии. Известно, проблема воды является здесь вопросом жизни и смерти. Горные реки начинаются в Таджикистане, Киргизии, затем они стекают вниз, на равнины, и попадают в Узбекистан. А в Узбекистане сельское хозяйство полностью зависит от этой воды. Поэтому, когда Таджикистан собирается строить на какой-либо из рек, протекающих по его территории, электростанцию для развития своей промышленности, это представляет опасность для Узбекистана, поскольку он будет получать меньше воды, что негативно скажется на его сельском хозяйстве и продовольственной безопасности. И возникает серьезный конфликт, вплоть до вооруженного противостояния. Это очень большая проблема для Средней Азии. Необходимо комплексно изучать данный вопрос, множество проектных институтов должны просчитывать все плюсы и минусы того или иного решения и разрабатывать систему, выгодную всем. Это требует огромной работы. Но если такая система будет реализована, она позволит одновременно обеспечить Таджикистан электроэнергией, а Узбекистан – водой. Соответственно это будет способствовать развитию сельского хозяйства Узбекистана и развитию промышленных производств, требующих электроэнергии, Таджикистана. Это – глобальный проект, над которым должен работать огромный коллектив людей.
– Корпорация будет финансироваться за счет программ?
– Мы считаем оптимальным вариант частно-государственного партнерства, когда государство вкладывает определенные средства в бюджет корпорации, но и заинтересованные частные компании также участвуют в финансировании. Часть средств корпорации должна быть государственной, а часть – из внебюджетных источников, чтобы разделить ответственность, риски и возможную выгоду.
– Страны-участники проекта будут его финансировать? Например, Таджикистан?
– На первом этапе нет. Корпорация – это российское юридическое лицо, имеющее свой уставной капитал, зарегистрированное на территории Российской Федерации. Скорее всего, она будет иметь некие филиалы в Таджикистане и других странах, которые начнут реализовывать там соответствующие проекты. По конкретным проектам можно будет вести переговоры с правительствами этих государств об их участии и частичном софинансировании. Например, обсуждается строительство завода в Киргизии. Здесь уже, помимо вложений корпорации, возможно финансовое участие правительства Киргизии, каких-либо российских или киргизских бизнес-структур. Таким образом, в дальнейшем могут привлекаться финансовые средства из бюджетов стран-участниц под конкретные проекты.
Источник: "Журнал для тех, кто хочет уберечь детей от наркотиков" от 19 ноября 2013
Опубликовано в рамках продвижения проектов развития: №169. Корпорация развития Центральной Азии, №63.Ресоциализация; №142.100 модельных центров социальной реабилитации наркозависимых; №107.Антинаркотический фронт; №71.Антинаркотический кодекс; №180.Русский человек в III тысячелетии;