Право быть Гражданином предоставляется в упрощенном порядке
08.05.2014 | Автор: ТК "Подмосковье"
Россия позвала обратно своих бывших жителей. Депутаты Государственной Думы одобрили упрощение гражданства для тех, кто проживал в Советском Союзе или имеет русские корни. Вместо семи лет, которые сегодня занимает процедура получение российского паспорта, вопрос получения паспорта может решиться всего за несколько месяцев. Главный критерий – знать русский язык и отказаться от гражданства другой страны. Как нововведение может отразиться на миграционной ситуации, не станут ли новые нормы причиной нового витка коррупции в этой очень чувствительной для России теме? Об этом рассказал в эфире телеканала «Подмосковье» председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
СТЕНОГРАММА ИНТЕРВЬЮ
- Такое нововведение предполагается в большей степени для тех, кто сейчас проживает в странах бывшего СССР. Но, во-первых, сейчас со многими странами у нас действуют безвизовые соглашения, а, во-вторых, сейчас может возникнуть вполне закономерный вопрос, не связано ли это каким-то образом с событиями на Украине?
- Многие пытаются интерпретировать, что это специально сделано для того, чтобы захватывать новые территории, раз там есть российские граждане. И, соответственно, мы имеем возможность, используя то, что у них есть паспорта, которые мы же им выдали, объявить это новыми присоединившимися территориями. Конечно, это не так. Этот закон циркулирует в Государственной Думе и Совете Федерации, обсуждается более двух лет. Мне кажется, что данная инициатива находится среди таких законов, которых просто вал идет. Это отражает кризис нашей миграционной политики и кризис проблематики гражданства. Потому что гражданство – это, конечно, не наличие паспорта, который быстренько прописали и выдали, как чисто техническая процедура. Гражданство - это навсегда. Этот термин существует в течение двух с половиной тысяч лет, еще с Древней Греции. Это высокое право принадлежать сообществу и нести обязанности гражданина. То есть это очень сложный формат самоопределения человека, что он, в данном случае, с Россией, что он за Россию, и что, соответственно, Россия всегда на него может положиться. Но в итоге, все становится техническим, непонятным, и все уже запутались.
- Важный момент, который, прежде всего, беспокоил членов «Справедливой России» при обсуждении этого законопроекта - это то, что в случае его принятия, он развяжет руки нелегальным мигрантам. По некоторым данным их около 11 миллионов человек, и насколько такие опасения обоснованы? Ведь они живут в России, знают русский язык, и что им стоит пройти процедуру получения гражданства по упрощенной схеме?
- Вы совершенно правы, потому что в первом законопроекте, который представлялся для обсуждения, стояла формулировка, что любому человеку, который имеет корни в бывшей Российской империи или Советском Союзе, предоставляется упрощенное гражданство. Но, к счастью, было серьезное обсуждение, насколько я знаю, во втором чтении была внесена поправка, которая ограничивает территорию происхождения тех лиц, которые имеют право, зная русский язык обращаться за этой процедурой именно в Российскую Федерацию. То есть если мои предки по прямой линии жили в границах нынешней Российской Федерации, то это резко сокращает круг лиц, которые имеют право на такого рода вещи. К сожалению, одним из локомотивов появления такого рода законопроектов в законодательстве является желание увеличить миграцию. Понятно, что миграционная проблема – это номер один, но есть силы, которые заинтересованы в накачке мигрантами. Например, госпожа Заянчковская пишет, что к середине столетия мы будем вынуждены завести столько китайцев, что китайцы станут вторыми (и опередят татар) после русских в Российской Федерации. Это, еще раз повторяю, цитата из научной статьи, то есть колоссальное лобби, которое проталкивает миграцию и дальше использует все возможные законодательные инструменты.
- Этот законодательный инструмент является частью этого лобби или нет?
- Он очень сложный в нем все смешалось. В нем действительно есть какие-то элементы и правильных действий, вот как, например, в Крыму. Потому что у нас сегодня нет такого правильно законодательного акта, который позволяет вчерашним гражданам Украины быстро давать гражданство Российской Федерации. И в принципе, этот закон можно там использовать. С другой стороны, мы должны нашим соотечественникам, которые имеют корни в Российской Федерации, помочь - это тоже правильно. Но есть еще это мигрантское лобби, и в итоге то, что это происходит последние два-три года,. Это вал, еще раз повторюсь, этих вот законов, в которых все запутались, кто-то там пиарится на этом, кто-то проталкивает эту миграционную накачку… Мне кажется, пора остановиться. Необходимо проводить серьезную миграционную реформу!
И еще один очень важный момент, мы строим Евразийский Союз. А зачем мы хотим всех искусственно собрать в Российскую Федерацию? Я условно говорю, потому что закон это позволяет. А почему не идти обратно на постсоветское пространство? Мне кажется, это еще одна повестка.
В итоге, мы находимся в очень сложной переходной ситуации, когда нужно принять решение. Я, конечно, за Евразийский Союз, я, конечно, за то, чтобы просто так гражданство не раздавать и за то, чтобы делать ставку на большую семью, на нашу рождаемость, на наши русские семьи, а не на накачку мигрантами, которые якобы помогут нам решить проблему нехватки трудовых ресурсов.
- Ну хорошо, если учитывать все вышесказанное Вами, какая тогда на ваш взгляд цель упрощения процедуры получения гражданства?
- В данном законопроекте, все-таки уже более четко прослеживается задача помощи соотечественникам получить такое упрощенное гражданство. Но, в принципе, все то же самое наш соотечественник может получить, используя механизмы государственной программы по оказанию содействия добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественникам, проживающим за рубежом. Такая программа есть, она работает более семи лет.
- Большинство фракций Думы закон поддержали, но спорят они на тему, как определять уровень знаний русского языка, знаний русской культуры и так далее. Потому что это стоит в качестве одного из условий упрощенной процедуры принятия российского гражданства, да и не упрощенной, а обычной тоже. Как будет определяться?
- А никто этого не знает. Потому что это будет в подзаконных актах. То есть это не прописано в законопроекте. И конечно, здесь с одной стороны, есть место произволу, но с другой стороны, в результате таких валовых манипуляций, мы получили серьезную поддержку и статус русского языка. Смотрите, уже даже обычная миграция имеет право на трудовую миграцию, закрепляя некие простые, пусть экзамены русского языка.
Здесь совсем серьезные должны быть экзамены, потому что там называется «Владение русским языком в семейно-бытовой и культурной сфере». Здесь, условно говоря, при всей размытости, но статус русского языка очень серьезно поднимается. Но дальше, конечно, нужны процедуры специальные, которые обсуждались бы и не допускали ни коррупции, ни профанации.
- Сам экзамен будет каким-то образом отличаться от того экзамена, который проходят претенденты на получение гражданства по обычной форме?
- Претенденты на получение гражданства по обычной форме не сдают такой экзамен. Потому что они проходят процедуру на временное проживание, вид на жительство и так далее. Предполагается, что они в ходе получения этих документов и демонстрируют свою лояльность и доказывают возможность владения. Здесь вводится новый механизм. Возможно, он будет распространен на другие форматы, что было бы логичнее. Но я думаю, что реально никто сегодня не знает, как это будет выглядеть.
- Мировое качество жизни (№90)
- Нет мегаполисной урбанизации! (№114)
- Многодетная крупная многопоколенная семья (№80)
- Афганская стратегия России (№60)
- Демографический прорыв (№55)
- Национальная промышленная система России (№50)
- Миграционная доктрина России — нет миграции ради миграции (№52)
- Хасан-2 (№54)
- Корпорация развития Центральной Азии (№169)
- Дом в России (№158)
- Ноополисы (№116)
- Русская песня (№182)
- Жемчужное ожерелье России (№183)
- Центрально-азиатская единая водная система (№99)
- Национальный космический центр имени Флоренского (№119)
- Антинаркотический кодекс (№71)
- Перевооружение промышленности – новое российское станкостроение (№140)
- Сеть кластеров промышленного развития (№170)
- Суверенная авиация (№49)
- Рубль как мировая неспекулятивная валюта и основа мировой реальной экономики (№48)
- Большой российский Кавказ (№24)
- Проектное государство (№26)
- Новый Дальний Восток (№20)
- 300 миллионов русских к XXII веку (№19)
- Дом - каждой молодой семье (№18)
- Космодром Восточный — ведущий космодром мира (№30)
- Сельское развитие (№23)
- Ядерная доктрина России (№40)
- Русская Арктика (№32)
- Русский язык как язык мирового развития (№36)
- Миропорядок справедливости и развития (№46)
- Мировая держава (№35)
- Тысяча новых городов для России (№1)
- Спасти Москву! (№6)
- Новый Средний Восток (№12)
- Новая большая страна (№2)
- Новая столица России на Дальнем Востоке (№3)
- Четырехдетная семья - национальный приоритет для России (№5)
- Вводить 1 кв. м. жилья в год на каждого жителя России (№8)