Публикации: http://www.proektnoegosudarstvo.ru/publications/0286/

В чем главная демографическая проблема России?

14.07.2014 | Автор: ТК "Радость моя"

 

 

 

Юрий Васильевич, здравствуйте, спасибо что пришли!

Всем известно печальное выражение «Русский крест» - образ того, как смертность в нашей стране превышает рождаемость. Но, как раз согласно последним статистическим данным все-таки это удалось переломить, и рождаемость превысила смертность. Так ли это, и какова реальная демографическая ситуация у нас сегодня в стране?

Ю. В. Крупнов: Вы абсолютно правы в том плане, прежде всего, что последние 6 лет у нас шел рост рождаемости. Наметился, очень, к сожалению, недолговременный, но процесс, когда чуть-чуть пошло наоборот у нас…

Ведущий: А почему Вы считаете его недолговременным?

Ю. В. Крупнов: Дело не в том, что я считаю. Это, к сожалению, жестокая статистика. Мы знаем уже по 2025 году, что количество женщин в возрасте от 20 до 29 лет, т.е. женщин в самом расцвете сил, количество этих женщин в два раза почти будет меньше, чем сейчас.

Ведущий: Т.е. получается, пик уже миновал?

Ю. В. Крупнов: Даже если бы продолжался этот тренд - то это все равно, по сути, не означало бы, что мы вылезаем из демографической катастрофы.

Вот в этом проблема. Есть один из самых знаменитых и понятных всем показателей демографического благополучия, суммарный коэффициент рождаемости, т.е. условное количество детей на одну женщину, способную к воспроизводству. И получается у нас сейчас достаточно неплохой, по сравнению с 90-ми годами показатель, 1,6, условно, ребенка на одну женщину. Но, для того, чтобы было даже самое простое воспроизводство сейчас, нам нужен коэффициент рождаемости 2,015 ребенка на одну женщину. А если мы берем 2025, 2030 года, то нужен 2,5 коэффициент, т.е. другими словами, даже если все будет оставаться, как сегодня, то мы все равно будем продолжать вымирать.

Ведущий: Почему это происходит, и в чем главная демографическая проблема России?

Ю. В. Крупнов: Наша главная демографическая проблема, она на самом деле такая же как и вся мировая проблема. Это проблема малодетности. То есть - что такое коэффициент 1,6? Это означает, что 1, ну 2 ребенка - это основной тип семей. То есть, семьи с 3 и более детьми, многодетные семьи, их у нас 7%. А должна быть половина семей, 50%, в 7 раз - для того, чтобы мы хотя бы сохранили ту численность населения, которая сегодня есть.

Все говорят, что это невозможно. Что вест мир идет к малодетности, я это называю чумой 21 века. Потому, что по сути люди отказываются воспроизводиться и выживать. Я уж не говорю про модные теории так называемых «Чайлдфри» и т.д. Это уже совсем экстремизм такой очевидный, хотя, к сожалению пропагандируется часто и с экранов телевизоров и т.д.

Ведущий: Т.е. через СМИ внедряется некая модель, идеи поведения?

Ю. В. Крупнов: Вы совершенно правы. К сожалению, в мире есть очень много сил, которые считают, что вообще-то на Земле ресурсов недостаточно. Человечество не должно вообще увеличиваться, и тем более Россия с ее прекрасными территориями и ресурсами, ну зачем там больше народу? А отсюда следует мощнейший идеологический, пропагандисткий заряд, что малодетность это хорошо, что «Чайлдфри», это форма жизни, а почему нет. Вот у вас семья с двумя детьми, а вот соседи - они лягушку любят, у них лягушка вместо ребенка, или собачка. Это все нормально, это нормальные типа семьи, а тут вообще папа и мама, они все папы и т.д.

Мы вымираем, это факт. Но такое ощущение, что это как бы никого не волнует. А вот эти умные, так сказать, идеологи и в кавычках «теоретики», они еще подсовывают мысль, что это нормальный процесс. Потому, что мы в развитых странах находимся, мы развитые, ну ничего, что вымираем.

Ведущий: А как Вы считаете, что может в этой ситуации сделать государство, что оно должно делать?

Ю. В. Крупнов: Первое, государство должно объявить это приоритетом номер один. В каждом документе, в каждом телеканале государственном, в каждом ведомстве. Проблема многодетных семей должна быть первой. Без этого многодетная семья будет по-прежнему маргинализироваться. Но этого же не должно быть! Многодетная семья, где 99% не просто нормальные люди, а подвижники, замечательные с абсолютно нравственной, чистой и ясной головой. Красивые люди, т.е. это наша элита, нам надо делать ее элитой.

Если у тебя четверо детей - то ты просто должен ногой дверь везде открывать, как будто бы у тебя какой-то заветный пропуск, везде льготы и т.д. А жене еще за то, что она сидит с четырьмя детьми и тащит их на кружки, в школу, следит, обувает, одевает - в хорошем смысле еще должны платить зарплату. По сути, позицию государства обозначая, что ты делаешь важнейшее дело для страны.

Второй момент: нужно действительно обеспечить базовые условия. За последние три года во всех субъектах федерации и на федеральном уровне принято решение о бесплатном выделении инфраструктур на оборудование земельных участков многодетным семьям.

Это гениальное решение. Но,оно реализуется из рук вон плохо. Дают отдельные разрозненные участки, вместо того, чтобы, как мы, например, предлагаем - строить городки демографического будущего.

Ведущий: Но, это только на бумаге этот проект, эта идея или как в какой стадии он?

Ю. В. Крупнов: Это реальный проект. Мы сейчас реализуем это в Волгодонске - на примерно 1500 семей многодетных, включая и районные семьи и городские.

Ведущий: Но раньше города строились и образовывались вокруг градообразующих предприятий, промышленность была главной. Что является центром, вот ваших городков, вокруг чего это все, за счет чего?

Ю. В. Крупнов: Мы одновременно проектируем места занятости, причем достойной занятости. В частности, в Волгодонске у нас два базовых типа занятости, это центр переработки сельхозпродукции, и второе - это агропарки, т.е. наделы такие фермерские, участки, где можно, в том числе, обеспечивать себя.

Ведущий: Т.е. это то, что может решить еще проблему урбанизации, и как-то поднять наше сельское хозяйство? Это такая деурбанизация получается?

Ю. В. Крупнов: Я абсолютно с Вами согласен по сути, но по термину не согласен, это просто другой тип урбанизации.

Ведущий: Т.е. совершенно новая модель?

Ю. В. Крупнов: Мы говорим о ландшафтно-усадебной малоэтажной урбанизации, восстановлении нашей малоэтажной, русской, так сказать, формы жизни.

Ведущий: А почему подобные формы, эти городки должны способствовать увеличению рождаемости?

Ю. В. Крупнов: У тебя 2 детей, но если ты обещаешь родить третьего, то мы тебе сейчас уже до того как ты родил третьего, даем участок земли, как многодетным. Такой как бы социальный контракт. Между государством и семьей.

Ведущий: И в заключение хочу задать Вам еще один вопрос. Может быть, я раскрою некий секрет, но я знаю, что строительство космодрома «Восточный» в Амурской области началось благодаря Вам. Как и почему это произошло?

Ю. В. Крупнов: Закрывается военный космодром и фактически прекрасный городок, 5,5 тысяч жителей. Мы стали бороться, чтобы эту ситуацию не допустить. Но когда мы стали спасать военно-испытательный космодром, то поняли, что нужен на самом деле более мощный проект. Эксперты нам подсказали, что по сути у страны основная проблема - нет своего национального космодрома. И плюс на Дальнем Востоке вообще космической деятельности практически нет. И мы тогда предложили идею, я ее сформулировал. И вот фактически с этого началось.

Но проблемы в том, что все время надо бороться за смысл. Самое страшное сейчас - ситуация, что в связи с отсутствием полноценного проекта нового космодрома у нас никто из высоких лиц не может ответить на простой вопрос: а кто будет жить в этом городе Циолковский? Уже сейчас надо по вузам выдергивать самых талантливых мальчишек и девчонок. Которые готовы связывать свою жизнь с космосом, и ехать в этот новый город. Ничего - работа не ведется. Поэтому я это с горечью говорю, что здесь за каждый проект нужно всегда, на каждом этапе заново в хорошем смысле сражаться.

Ведущий: Юрий Васильевич, желаю Вам победы в Ваших сражениях, и спасибо за очень интересное интервью.

Ю. В. Крупнов: Спасибо.