Публикации: http://www.proektnoegosudarstvo.ru/publications/0377/

Санкции для кормильцев

03.11.2014 | Автор: Семен Богданов

Почему сельхозпроизводитель так и не дождался дешевых кредитов, а правительство сокращает аграрные субсидии?

Продовольственный рынок России после введения в минувшем августе запрета на ввоз продуктов из Евросоюза, Соединенных Штатов, Канады, Австралии и некоторых других стран испытал заметные потрясения: одни товары исчезли, по другим ощущается дефицит, а в целом продукты заметно подорожали. Руководство страны надеялось, что российские сельхозпроизводители воспользуются образовавшейся нишей и увеличат производство продовольствия. Но для выращивания мясной и растительной продукции кроме времени нужны еще и деньги, которых в агросекторе явно не хватает.

Санкции Запада больно ударили по российским сельхозпроизводителям. Ограничения, введенные против ключевых банков страны, в том числе и Россельхозбанка, привели к резкому росту кредитов для аграриев. По словам главы Российского зернового союза Аркадия Злочевского, ставки по кредитам из-за введенных санкций ощутимо выросли до 15-20% годовых, хотя год назад они были на уровне 12% (а после повышения ключевой ставки Центробанка сразу на полтора пункта 31 октября вырастут еще больше!) . В таких условиях, когда сокращается доступ к финансам, сельхозпроизводителям необходима срочная поддержка государства.

Но дело в том, что на агропромышленном комплексе сейчас негативно сказываются не столько санкции- антисанкции, сколько недальновидная экономическая политика правительства и госбанков. Первое откровенно исключает село из приоритетных направлений господдержки, о чем свидетельствует скорректированный в меньшую сторону бюджет субсидий. А вторые лишь на словах готовы подставить кредитное плечо сельхозпроизводителям, в то время как на деле кредиты фермерам не только не становятся дешевле, но и ощутимо дорожают.

«Крайне благоприятная ситуация с санкциями правительством не используется, более того, правительство начинает играть вместе с санкциями на удушение российской экономики и нормального уровня потребления для российского гражданина. Вместо того чтобы быстро построить стратегию продовольственного суверенитета и заключить фьючерсные контракты с отечественными сельхозпроизводителями, правительство ограничилось декларациями, что антисанкции якобы помогут селянам сами по себе. Получается парадоксальная ситуация, когда правительство считает, что то, что было посеяно весной (а оно было посеяно на тот рынок, который был), вдруг осенью станет в пять раз больше. Или что аграрии, услышав такие новости от правительства, посеют что-нибудь в августе и в декабре соберут дополнительный урожай. Я вижу полный отлет правительства от реальной экономики и от реальных проблем», — уверен председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.

По его мнению, государство должно выстраивать отношения с сельхозпроизводителями по другой схеме. «Наши сельхозпроизводители уверяют, что от антисанкций выиграют не российские крестьяне, а латиноамериканские, китайские, азербайджанские и т.д. агрохолдинги и фермеры, если правительство не поддержит отечественного агрария. Поэтому помимо антисанкций правительство должно: первое — подписать контракты с нашими сельхозпроизводителями, где государство дает обязательство в таком-то объеме, по таким-то средним ценам осуществить закупки в следующем году и на ближайшие пять лет. Так же, как делают и в ЕС, и в США. Таким образом государство регулирует объемы производства продукции. Второе — выстраивание системы с регулируемым ценообразованием в торговых сетях. И между ритейлом и производителями будет посредник, способный отстаивать позицию крестьянина. Третий момент — это прямые кредиты и субсидирование процентной ставки. Четвертое – это предложение рынку по фиксированным ценам базовых факторов сельхозпроизводства, т.е. минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов (бензин, масло моторное, дизтопливо и т.д.), семенного фонда и племенного фонда. Нужны капитальные вложения в инфраструктуру и технологическую базу сельского хозяйства. Например, в России семенной фонд по картофелю на 90% состоит из импорта. Что сеять будем, если нам семена перекроют? Ведь что такое семеноводство, что такое опытная селекционная станция, что такое племзавод – это минимум 10-15 лет его создания», — считает Юрий Крупнов.

Руководитель крестьянско-фермерского хозяйства Бобровского района Воронежской области Михаил Просветов говорит, что в аграрном секторе расходы давно превышают доходы, а многие «растущие» показатели – лишь на бумаге.

«Это фермерство — сплошные убытки. Вот государство дает нам субсидии 82 тысячи рублей, 65 тысяч из них я должен отдать на страховку, разница уйдет на транспортные расходы по оформлению пачки документов. А насчет наших ударных урожаев скажу так: звонит мне чиновник из районной администрации и говорит, что я должен показать в отчете уверенный рост урожая. А с чего ему взяться, если у нас год от года расходы превышают доходы, а значит, и урожайность падает? Но — все равно напишем то, что прикажут», — высказал свое мнение «Комсомольской правде» Михаил Просветов.

Слова практика дополняет ученый: «Без новых кредитов аграрии не в состоянии вести свою деятельность, так как вся выручка идет на погашение уже имеющегося долга, — сказал «Новым известиям» доцент кафедры агроэкономики МГУ Николай Харитонов, — Возможно, кому-то государство и помогает выплачивать часть процентной ставки, однако далеко не всем – субсидии выдаются в основном крупным агрохолдингам».

Но даже когда урожай собран, его еще надо выгодно продать. И здесь у многих сельхозпроизводителей большие проблемы.

По мнению заместителя директора по производству ЗАО «Предпортовый» Ломоносовского района Ленинградской области Владимира Смирнова, отношения между аграриями и продавцами надо регулировать законодательно.

«Санкции — санкциями, а у нас свои резоны, собственная жизнь. Условия, которые выдвигают крупные сети, нас не устраивают, приходится работать через перекупщиков. От невыгодных условий теряем до 50% того, что могли бы заработать на урожае», — приводит слова Смирнова агентство «Регнум». «Имеет смысл на уровне закона урегулировать отношения между крупными торговыми сетями и сельхозпроизводителями, чтобы у нас — то есть у тех, кто работает на земле, была возможность напрямую поставлять свою продукцию в магазины — без посредников», — добавил замдиректора.

Правительство, судя по всему, знает о проблемах российских сельхозпроизводителей, в том числе и о дефиците финансов в агросекторе, и на словах готово им помочь. На деле же почему-то получается по-другому: бюджет на будущие три года сверстан в условиях санкций и под сокращение объемов господдержки попали именно сельхозпроизводители! Объем дополнительного финансирования госпрограммы поддержки АПК до 2020 года был снижен с почти 626 млрд рублей до 580 млрд.

Поэтому вряд ли российским аграриям в ближайшие годы стоит уповать на крупные субсидии. В таких условиях государству вскоре вновь придется наращивать импорт продовольствия.

Источник: Политика.ru