«Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года» сядет на мель?
17.07.2015 | Автор: Новостная служба Проектного государства
Накануе на реке Лене состоялось годовое юбилейное собрание Российской Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта (АПСРТ). Ассоциация объединяет более 80 организаций, осуществляющих свою деятельность во всех речных бассейнах России.
На заседании Совета Ассоциации обсуждалась «Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года» и вопросы судостроения.
В этом году будет построено только 16 судов. По словам Александра Зайцева, президента АПСРТ, он встречался с Владимиром Путиным и вновь поднял вопрос обновления флота.
По итогам встречи министр промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил, что закончена разработка стратегии развития судостроения до 2030 года. В планах – создать специальную лизинговую компанию по строительству судов и увеличить сроки кредитования до 20 лет. Если то, что сейчас заявлено, будет выполнено, то начнется массовое строительство. На реках России зарегистрировано 23,5 тыс. судов. Значит, чтобы обновить весь флот, нужно строить каждый год в течение 10 лет почти по 300 судов во всех бассейнах.
По мнению Алексея Белякова, генерального конструктора «Речной доктрины РФ», кандидата технических наук, доктора географических наук, академика Академии водохозяйственных наук РФ, практически все ныне плавающие суда построены государством и ранее были государственными. Современная картина такова, что все принадлежит частным судовладельческим компаниям:
- И теперь они требуют от государства, чтобы оно построило им новые суда? Дело государства - улучшение и развитие водных путей, а флот для плавания по ним – дело свободной предприимчивости граждан, - прокомментировал ситуацию А.А. Беляков. – Государство, учитывая природные и социально-экономические реалии, пожелания и перспективы, планирует улучшение и развитие водных путей и ставит граждан в известность о планируемых габаритах водных путей и судопропускных сооружений, и о сроках их осуществления. Граждане на основе этих габаритов и сроков строят свои суда, планируют и осуществляют перевозки. Таково нормальное двустороннее взаимодействие государства и общества в области внутреннего водного транспорта.
Что касается «Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года», то по его словам, в случае осуществления инициативы, она нанесет вред государству и населению страны, а заявленные в ней цели («создание условий для перераспределения грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный транспорт» и т.п.) заведомо достигнуты не будут.
- «Стратегия» основана на принципиальных установках, грубо противоречащих мировому опыту, природным реалиям, инновационным разработкам отечественных ученых.
Во-первых, смешивая «в одну кучу» водные пути, флот и перевозки, «Стратегия» парадоксально игнорирует тот факт, что пути сообщения и транспорт — разные вещи, путь есть необходимое условие транспорта (перевозок). Документ предполагает «повышение пропускной способности внутренних водных путей», но отнюдь не развитие их сети с увеличением суммарной протяженности. В России, по-прежнему, отсутствует внятная государственная концепция развития внутренних водных путей.
Во-вторых, «Стратегия» игнорирует природные и технические реалии внутренних водных путей. За исключением России и стран Африки, в мире нет судоходства по свободным рекам, так как практически все реки подперты плотинами, шлюзованы. Такие пути в России есть только в составе Единой глубоководной системы ЕТР.
Коммуникативный потенциал наших рек при условии их шлюзования таков:
В-третьих, данная инициатива игнорирует международные реалии. Как известно, после Второй мировой войны в Европе создана и развивается Единая сеть европейских внутренних водных путей, и в настоящее время Европейской экономической комиссия (ЕЭК) ООН провозглашена необходимость проведения «…всеобъемлющей стратегической политики в области внутреннего водного транспорта, которая учитывала бы интересы не только ЕС, но и третьих стран (Беларусь, Казахстан, Молдова, РФ, Сербия, Украина, Хорватия)» (Резолюция № 258, 14.09.2006). В этом контексте инициировано рассмотрение проблемы сооружения (реконструкции) непрерывного водного пути Днепр — Висла — Одер — Везер — Рейн.
Это требует и от России определенных шагов. Но в России развитие шлюзованных водных путей (в частности, по верхнему Днепру) «Стратегия» не предполагает.
Во-четвертых, документ игнорирует свойственную природе России временнýю и территориальную неравномерность распределения вод и необходимость комплексного подхода к их использованию: подпор рек плотинами не только образует глубоководный путь, но и открывает возможность использования водной энергии, защиты от наводнений и т.д. А вместе с тем «Стратегия» игнорирует и наши разработки по совместному развитию в России системы глубоководных коммуникаций и гидроэнергетики при попутном решении различных водных и экологических проблем.
В-пятых, «Стратегия» игнорирует положения и требования действующих государственных стратегических документов.
Наконец, «Стратегия» планирует при «инновационном сценарии» удвоение к
- Мировое качество жизни (№90)
- Нет мегаполисной урбанизации! (№114)
- Многодетная крупная многопоколенная семья (№80)
- Афганская стратегия России (№60)
- Демографический прорыв (№55)
- Национальная промышленная система России (№50)
- Миграционная доктрина России — нет миграции ради миграции (№52)
- Хасан-2 (№54)
- Корпорация развития Центральной Азии (№169)
- Дом в России (№158)
- Ноополисы (№116)
- Русская песня (№182)
- Жемчужное ожерелье России (№183)
- Центрально-азиатская единая водная система (№99)
- Национальный космический центр имени Флоренского (№119)
- Антинаркотический кодекс (№71)
- Перевооружение промышленности – новое российское станкостроение (№140)
- Сеть кластеров промышленного развития (№170)
- Суверенная авиация (№49)
- Рубль как мировая неспекулятивная валюта и основа мировой реальной экономики (№48)
- Большой российский Кавказ (№24)
- Проектное государство (№26)
- Новый Дальний Восток (№20)
- 300 миллионов русских к XXII веку (№19)
- Дом - каждой молодой семье (№18)
- Космодром Восточный — ведущий космодром мира (№30)
- Сельское развитие (№23)
- Ядерная доктрина России (№40)
- Русская Арктика (№32)
- Русский язык как язык мирового развития (№36)
- Миропорядок справедливости и развития (№46)
- Мировая держава (№35)
- Тысяча новых городов для России (№1)
- Спасти Москву! (№6)
- Новый Средний Восток (№12)
- Новая большая страна (№2)
- Новая столица России на Дальнем Востоке (№3)
- Четырехдетная семья - национальный приоритет для России (№5)
- Вводить 1 кв. м. жилья в год на каждого жителя России (№8)