«Непослушная» вода
19.08.2015 | Автор: Н. Градова
Такая она в нашем городе. Когда надо бежать, стоит в лужах. А то, наоборот, бежит куда ни попадя, затопляет подвалы, тротуары, дворы – создает народу массу неудобств. И не по природной вредности, а потому, что ей деваться некуда. Дать бы ей возможность течь «правильно» - и уличного комфорта явно бы прибавилось. Собственно, эта возможность и обсуждалась на брифинге по итогам гидротехнической экспедиции - наряду с другими водными городскими проблемами, включая состояние реки Ветлуги. Исследования проводили специалисты Московского Института миграции, демографии и развития регионов под руководством инженера-гидротехника, кандидата технических наук, доктора географических наук Алексея Алексеевича Белякова. Наблюдения сопровождались личными впечатлениями, благо после дождей картина была особенно полной: «Пройти пару кварталов и остаться сухим – это просто подвиг». Удивило отсутствие единого плана ливневой канализации, проще говоря, системы откосов, канав вдоль улиц, соединенных трубами. Вода с высоких отметок города стекает к низким – это простейший вариант того, что должно быть. Удивило отсутствие тротуаров, их затопленность: «Как будто шарьинцы пешком не ходят! Главный здешний лейтмотив «Дороги, дороги!» (действительно плохие). Но места проживания людей, их обустройство, интересы пешеходов важны ничуть не меньше».
Как заметил А.А Беляков, по своему экспертному опыту разных проблем, связанных с речными и городскими и водами, такая ситуация – беда не только Шарьи. Хотя «от Москвы до самых до окраин» существует когда-то введенный стандарт: ширина улицы 18 метров, переулка – 12. Этого достаточно, чтобы разместить проезжую часть, тротуары и ливневую канализацию – ту самую систему кюветов. Неукоснительно следить за их состоянием было святой обязанностью каждого домовладельца – об этом, конечно, знают и помнят шарьинцы. Но единой системы, как уже сказано, нет. Отток воды может упереться, например, в группу деревьев, растущих прямо в канаве, или в другое какое-то препятствие. По устойчивой традиции дорожные и архитектурные службы не обременяли себя проектами и расчетами: «Мы и так сделаем!». От этого напластования асфальта затопляют тротуары (там, где они есть). Но главное – дороги выше уровня жилых участков. Яркий пример – угол ул. Ленина и Орджоникидзе, где дороги по существу образуют дамбы, возвышаясь над территорией домовладений больше, чем на метр. Это очень напоминает польдеры в Голландии – рукотворные островки под домами, отвоеванные у моря. Но там весь поверхностный сток откачивается. Здесь – нет. Очевидно, что в некоторых местах люди так и живут с затопленными подвалами. И дело не в том, что Шарья – болото. Болото само по себе дренируется и становится суше. Здесь наоборот: на высоких местах возникает болото, потому что нет отвода поверхностных вод. Это характерно и для дворов микрорайонов. И даже частный небольшой пример - детская площадка по ул. 5о лет Советской власти размещена без малейших попыток обеспечить с нее отток воды. Это исправляется простым инженерным решением. Сложнее с городом.
Хозяйственно-бытовые и промышленные стоки уходят по подземной системе канализации, это понятно. Но есть ли хоть первоначальный план канализации уличной? Нет. За долгие годы город практически превратился в систему польдеров. Но, если с превышением дорог над жилым сектором сделать уже ничего нельзя, то систему водоотведения надо приводить в порядок. Тем более, здесь природная зона повышенного увлажнения.
- У города нет на это средств. Даже латание пресловутых дорог – и то с трудом выделенные деньги. Но если все же говорить о реконструкции, с чего надо начинать?
- Начинать надо с Генерального плана. Уличная канализация, как единая система, должна быть неотъемлемой его частью.
Что касается централизованного водоотведения и водоснабжения, здесь проблемы решаются. Ветлуга – прекрасный источник питьевой воды.
- Цвет всех смущает.
- В зоне водосбора много болот, торфяники окрашивают ее в желтоватый цвет. Это характерно для многих северных областей.
Теперь – о знаменитом эпизоде 2010 года, когда спасали водозабор: по обмелевшему руслу прокладывали плиты, забивали сваи, чтобы изменить течение и предотвратить его замывание песком. Худо-бедно эта защита будет служить какое-то время, хотя не исключено, что ситуация может повториться. Эксплуатационников винить не в чем, они сделали что могли. Здесь ошибка в самом проекте. Русловые процессы – они же прогнозируются. Даже на стадии строительства можно было соорудить струенаправляющий заслон, вроде дамбы, который создал бы «карман» для водозабора.
- А защитную городскую дамбу вы видели?
- Да. И очень удивились ее расположению. Почему не в пойме реки, а вплотную к домам, даже засыпав один, пусть и нежилой. Почему она внезапно поворачивает налево, оставив незащищенной правую сторону? Конечно, все эти вопросы надо задавать опять-таки на стадии проектирования. Можно, конечно, дамбу достроить. Но все же интересно, кто обсуждал, кто экспертировал проект?
- В городе есть еще один проект – реконструкция Шарьинки, за федеральные деньги. К осуществлению его должны были приступить еще в 2013 году, потом перенесли на 14-й. Нынче об этом вообще ничего не говорят. Там вроде речь идет о расчистке русла, кое-где его спрямлении…
- В моей практике были случаи, когда «спрямление» имело последствия плачевные. Может, и хорошо, что до этого не дошло. Во всяком случае, проект надо запросить на общественную экспертизу.
И – о судьбе Ветлуги. Без возвращения к хозяйственной деятельности она будет мелеть и зарастать. Как бы ни возражали в свое время против сплава, он держал реку «в тонусе». Сплавщики занимались рекультивацией. Кроме того, население выкашивало поймы – это не давало зарастать им кустарником и деревьями. Сейчас же в половодье вода вынуждена проходить их на более высокой отметке. Поэтому неизбежен парадокс: она будет мелеть, но в то же время вероятность затоплений в тех местах, где их раньше и не было, будет возрастать. Единственный надежный способ обеспечить постоянный уровень воды для водозабора – это плотина. А вообще для жизни любой реки – каскад плотин. Так делается везде, во всем мире. Нигде нет свободных рек, кроме Африки и России. И когда приезжают к нам из Штатов специалисты, «защитники природы», и говорят: «Нет-нет, никаких плотин!» - возникает вопрос: «А у вас-то почему все реки в каскадах?». Экономика штатов на 30% превышает европейскую именно потому, что там максимально задействованы водные ресурсы. Реки работают. Разработанная нами «Речная доктрина России» как раз дает расчеты этого мощного потенциала, включая и такие реки, как Ветлуга.
Источник: Город 44
- Мировое качество жизни (№90)
- Нет мегаполисной урбанизации! (№114)
- Многодетная крупная многопоколенная семья (№80)
- Афганская стратегия России (№60)
- Демографический прорыв (№55)
- Национальная промышленная система России (№50)
- Миграционная доктрина России — нет миграции ради миграции (№52)
- Хасан-2 (№54)
- Корпорация развития Центральной Азии (№169)
- Дом в России (№158)
- Ноополисы (№116)
- Русская песня (№182)
- Жемчужное ожерелье России (№183)
- Центрально-азиатская единая водная система (№99)
- Национальный космический центр имени Флоренского (№119)
- Антинаркотический кодекс (№71)
- Перевооружение промышленности – новое российское станкостроение (№140)
- Сеть кластеров промышленного развития (№170)
- Суверенная авиация (№49)
- Рубль как мировая неспекулятивная валюта и основа мировой реальной экономики (№48)
- Большой российский Кавказ (№24)
- Проектное государство (№26)
- Новый Дальний Восток (№20)
- 300 миллионов русских к XXII веку (№19)
- Дом - каждой молодой семье (№18)
- Космодром Восточный — ведущий космодром мира (№30)
- Сельское развитие (№23)
- Ядерная доктрина России (№40)
- Русская Арктика (№32)
- Русский язык как язык мирового развития (№36)
- Миропорядок справедливости и развития (№46)
- Мировая держава (№35)
- Тысяча новых городов для России (№1)
- Спасти Москву! (№6)
- Новый Средний Восток (№12)
- Новая большая страна (№2)
- Новая столица России на Дальнем Востоке (№3)
- Четырехдетная семья - национальный приоритет для России (№5)
- Вводить 1 кв. м. жилья в год на каждого жителя России (№8)