Публикации: http://www.proektnoegosudarstvo.ru/publications/boevoy_duh/
Боевой дух армии будущего
27.09.2011 | Автор: Александр Палагин
Эффективная Армия будущего немыслима без наличия современной боевой техники, слаженного и оперативного командования, обученности всем необходимым навыкам военного дела военнослужащих, высокой степени материального обеспечения. Однако далеко не последнюю роль в боеспособности вооруженных сил играет такой фактор как воспитание личного состава. При этом под воспитанием должно пониматься не только сухое изучение уставов, а целенаправленное патриотическое и идеологическое воздействие на военнослужащего с целью выработки у него специфических качеств, необходимых для практического выполнения поставленной задачи.
Это военное определение воспитательной работы можно было бы свести лишь к одному понятному слову – «дисциплина». Но выработать и поддерживать дисциплину в боевых частях без хорошего идеологического базиса невозможно: заставлять бежать солдата в атаку под дулом автомата – путь в никуда. Ни для кого не секрет, что солдат, не знающий за что он воюет или служит (в мирное время), представляет собой крайне небоеспособного субъекта с оружием, от которого можно ждать побега, предательства, дезертирства и т. п.
К сожалению в наше время, в условиях создания ВС РФ «нового облика», проблема воспитания всегда откладывается на второй план, а ведь именно с ней напрямую связаны такие пороки российской армии как пресловутая дедовщина, рукоприкладство и преступления со стороны офицерского состава, наркомания, казнокрадство и прочее.
1. Дедовщина и другие проблемы.
Самым показательным примером неэффективности воспитательной работы является всем известная по СМИ «дедовщина» или, говоря юридическим языком, неуставные отношения. История этого феномена весьма давняя. Первые сообщения о «неуставнике» в советской армии стали поступать еще в начале 60-х годах. Связано это было отчасти с тем, что в армию стали привлекать «военнообязанных, отбывающих наказание» то есть, попросту говоря, уголовников, которые, попав в казарму, стали навязывать свои «воровские правила жизни». Однако, как показывает история, дедовщина в том или ином проявлении была и до этого, пускай и в более уменьшенном масштабе. Но, в советские времена была неплохо организована воспитательная работа военнослужащих, которую выполняли замкомы» подразделения по политической подготовке или политические руководители - «политруки». После развала СССР, развалилась и вся идеология, образовав вакуум, который нечем было заполнить. В этих условиях воспитывать военнослужащего патриотизму, который в условиях рыночной экономики и обстановки в стране в 90-х гг., звучал пусто и иронично, стало практически невозможно. Да и сами офицеры, которые из политруков превратились в замкомов по воспитательной работе в условиях отсутствия зарплаты и развала армии не горели особым желанием добросовестно выполнять свои обязанности.
Результат не заставил себя долго ждать и сейчас, даже с учетом всех мер применяемых в рамках реформы армии, продолжающейся не одно десятилетие, мы имеем то, что имеем. По данным Главной военной прокуратуры за 2010 год в Российской армии заметно выросло число насильственных преступлений. Особую тревогу у военных прокуроров, руководителей органов военного управления и общественных правозащитников вызывают правонарушения, которые происходят из-за конфликтов на национальной почве. И это только часть проблемы. Сюда можно добавить пьянство, наркоманию воровство и хищения у военнослужащих, а также случаи суицида.
Причины откровенного беспорядка в ВС РФ связаны с целым рядом причин на которые можно и нужно находить соответствующее решение. Начать стоит с устаревшей системой взаимоотношений между командирами и подчиненными, а также между рядовыми военнослужащими. По мнению многих военных экспертов, сейчас эти взаимоотношения представляют собой произвол в чистой форме. Получается, что то, что позволяют себе командиры на практике, не идет ни в какое сравнение с тем, что прописано в воинских уставах.
Другая проблема - это обветшавшая система дисциплинарного воздействия на нерадивых военнослужащих, которая в жизни в ряде случаев превращается в фарс. К примеру, чтобы произвести арест с содержанием на гауптвахте требуется большое количество моральных сил, а офицеру нужно быть юридически подкованным. При этом еще не факт, что военный суд согласится с точкой зрения командования. А простые выговоры или лишение увольнительного не имеют никакого воздействия и порой выглядят комично в частях, расположенных далеко от населенных пунктов.
В то же время качество подготовки офицеров, которые непосредственно работают с личным составом, значительно ухудшилось за последние 20 лет. Связано это, как уже говорилось, с падением престижа военной службы, ухудшением материального обеспечения военнослужащих по контракту. Многие молодые талантливые люди не стремятся поступить в военно-учебные заведения. Из тех, кто все-таки получает офицерское звание, практически никто не связывает свою жизнь со службой.
Еще одним важным фактором является отсутствие у командного состава творческого или креативного подхода к воспитательной работе. К сожалению, многие офицеры относятся к выполнению своих обязанностей как к рутине, по принципу «лишь бы как-нибудь». Мало кто старается внести свои новаторские идеи, создается впечатление, что никому ничего не нужно. Причины тому все те же: низкий социальный статус офицера в обществе, крайне скудный уровень финансирования, наконец, отсутствие национальной идеи у самого государства.
В таких условиях морально-нравственного разложения российская армия просто не в состоянии решать поставленные перед ней задачи. И хотя военные приводят целый список всевозможных причин (призыв людей с психологическими отклонениями или влияние неформальных молодежных группировок) главная остается всегда неизменной – у государства и Минобороны нет адекватной стратегии осуществления воспитания военнослужащих, начиная с рядового призывного состава и заканчивая старшими офицерами.
При этом важно отметить, что такое позорное явления как дедовщина напрямую связано с проблемами всего российского общества. Призывники, приходящие служить в армию приходят из той самой среды, в которой мы живем, и переносят такие проблемы как неуважение к закону и к человеческой личности на армейскую службу.
2. Как решить проблемы? Новая «наука побеждать».
Решить проблему насилия, воровства и наркомании в армии одними лишь точечными ударами невозможно. Эту беду нужно решать, как впрочем, и большинство российских проблем, только комплексно.
Для начала желательно кардинально пересмотреть существующую систему противодействия дедовщине, качественно изменить отношения между командирами и подчиненными. Теперь это не должны быть отношения «ты мой раб, я твой господин», как это имеет место сейчас. Нужно перестроить традиционный склад мышления офицеров и в особенности офицеров-воспитателей, чтобы они смотрели на солдата как на своего коллегу, брата по оружию, с которым ему придется идти в бой, как на равного себе в человеческом плане. Не последнюю роль здесь должна сыграть сила закона и права.
С другой стороны нужна новая система дисциплинарного воздействия на военнослужащих. Здесь должна проводиться жесткая, но справедливая политика. Однако, чтобы наказать виновного, нужно выявит преступление, составить протокол со всеми формальностями и, следовательно, придать огласки. Но тут возникает другая проблема - военное ведомство никогда не любило «выносить сор из избы» и до сих пор предпочитает скрыть, «замять» дело, нежели выносить на общественность.
Еще одним важным нововведением, которое Минобороны пытается ввести уже 20 лет, - это институт так называемой «военной полиции», которая будет выполнять функции по надзору за поддержанием дисциплины в воинских частях, выявлении и профилактикой правонарушений среди военнослужащих. Однако даже если этот орган получит свое воплощение в жизнь, его крайне опрометчиво было бы переподчинить Минобороны или ГУВРу (Главное управление воспитательной работы), поскольку это лишь сделает военную полицию закрытой организацией, а скрытие реального числа преступлений так и будет продолжаться.
Наконец следует всячески совершенствовать и повышать значение военно-педагогической науки. Создание армии «нового образца» пока что говорит скорее об обратном. Массовое сокращение личного офицерского состава до 150 тыс. коснулось и офицеров-воспитателей. Теперь количество замкомов по воспитательной работе будет составлять один офицер на батальон, что катастрофически мало.
Однако самое главное даже не то, кто будет учить военнослужащих, весь вопрос чему. Необходима кардинально новая система патриотического воспитания молодежи, начиная со школы, поскольку личность человека начинает формироваться именно со школьной скамьи. Необходимо ответить на простые вопросы всем военнослужащим, который никто никогда не задает, но все подразумевают: «за что мы будем воевать?» «Что есть наша Родина?» «Нужны ли мы нашей Родине?» Ответить на них может только кардинально новая политика по отношению к армии, которая снова должна стать элитой общества.
Иными словами необходима новая идея, за которую будут служить, и будут готовы умирать. Сейчас на месте этой идеи стоит «потребительское общество» и деньги. Если этой цели удастся добиться, то следующим шагом должны стать массовая интенсификация патриотического воспитания на основе лучших традиционных русско-советских добродетелей. Воспитание должно превратиться в новую науку побеждать.
Решив эту проблемы, мы тем самым решаем и все другие в российской армии, в том числе и неуставные отношения. История не раз доказывала, что проиграл войну не тот, кто битву сдал, а тот, кто духом упал. Побеждает же тот, кто до конца верит в свою победу и знает, за что воюет.
Опубликовано в рамках проектов развития: №77 Новая армия, непобедимая армия, армия побед; №180 Русский человек в III тысячелетии.