Публикации: http://www.proektnoegosudarstvo.ru/publications/ca_vektor_ahmadinejada/

Центральноазиатский вектор Ахмадинежада – проблемы и перспективы

18.05.2012 | Автор: Денис Пурыжинский

Источник: Iran.ru

Опубликовано в рамках проектов развития: №12 Новый Средний Восток; №169 Корпорация развития Центральной Азии; №94 Соразвитие.

Отношения между Исламской Республикой Иран и государствами Центральной Азии к моменту избрания на пост президента Ирана Махмуда Ахмадинежада в июне 2005 г. имели давнюю историю. С каждой из центральноазиатских республик у ИРИ сложился особый характер взаимоотношений, поэтому говорить о единой политике Ирана в отношении всего региона Центральной Азии было бы некорректно. Стоит подчеркнуть, что в данной публикации речь будет идти не о Центральной Азии в определении UNESCO, куда входит и северо-восток Ирана, а о взаимоотношениях ИРИ с республиками Средней Азии и Казахстаном, к которым, также часто применяют термин «Центральная Азия». С приходом к власти М. Ахмадинежада, Иран активизировал свою деятельность на центральноазиатских рынках, направил свой внешнеэкономический вектор на участие иранских компаний в межгосударственных экономических проектах. В период президентства Ахмадинежада Иран стал одним из ключевых акторов, влияющих на центральноазиатский регион.

Таджикистан

Наиболее тесные связи Иран в период президентства Ахмадинежада поддерживал с Туркменистаном и Таджикистаном. Особое место в ирано-таджикском экономическом сотрудничестве занимают проекты в энергетической сфере. Одним из самых значимых совместных проектов двух стран стало строительство Сангтудинской ГЭС-2, выработка электроэнергии которой достигла 110 МВт. Создание ГЭС стало возможно благодаря иранским инвестициям в размере 220 млн долларов. Вскоре Иран планирует построить Айни ГЭС мощностью 150 МВт на реке Зарафшан, а также малую ГЭС мощностью 22 МВт на притоке Зарафшана реке Искандарья стоимостью около 50 млн долларов. Помимо того иранская сторона вложила более 30 млн долларов в строительство автомобильного Анзобского туннеля, который соединяет Душанбе и Худжанд.

Несмотря на то, что участие Ирана в таджикской экономике значительно, реализация некоторых совместных инвестиционных проектов идет не достаточно активно. Но вместе с тем отмечается постоянный рост товарооборота между двумя странами. В настоящее время в Таджикистане работают более 150 иранских компаний. В 2005 году, когда президентом Ирана стал М. Ахмадинежад, товарооборот между Ираном и Таджикистаном составил 67 млн долларов, а уже в 2006 г. вырос почти в два раза, до 110 млн долларов. В 2011 году товарооборот между двумя странами составил уже 204,2 млн долларов, однако это всего лишь на 2% превышает показатель 2010 года. Таджикистан, в основном, экспортирует в Иран хлопок и первичный алюминий, а взамен приобретает продукты питания, строительные материалы, изделия химической промышленности и машиностроения. В числе торговых партнеров Таджикистана в 2011 г. Иран уступил по товарообороту России (1036,4 млн долларов), Китаю (661,3 млн долларов), Турции (619,1 млн долларов) и Казахстану (470,1 млн долларов).

Определенных успехов Иран добился в направлении создания так называемого «союза персоязычных стран» – Ирана, Таджикистана и Афганистана. Так, спустя год после своего избрания, в июле 2006 г., М. Ахмадинежад вместе с Э. Рахмоном и Х. Карзаем создают трехстороннюю комиссию по сотрудничеству. При этом президент Ирана заявил, что «у нас все должно быть едино – экономика, культура и искусство; надо снять все преграды, которые нас разделяют», отметив, что «безопасность Таджикистана и Афганистана зависит от Ирана, а безопасность Ирана зависит от безопасности в этих странах». Конкретным шагом в данном направлении стало подписание договора о военном сотрудничестве между Тегераном и Душанбе в 2010 г.

В целом, динамика достаточно активного развития отношений между Ираном и Таджикистаном последних лет, вероятнее всего, сохранится.

Туркменистан

Стабильностью и поступательным развитием отличаются ирано-туркменистанские отношения. В первую очередь, их объединяют наличие протяженной общей границы. Отношения Туркменистана с Ираном строятся на базе экономической целесообразности. Политический фактор, учитывая нейтралитет Туркменистана, практически не сказывается на взаимоотношениях двух государств.

В 2006 г. товарооборот между странами составил 1,4 млрд долларов, а в 2011 уже 3 млрд долларов. В Туркмении зарегистрировано свыше 150 иранских предприятий.

Иран экспортирует в Туркменистан стройматериалы, легковые автомобили и автобусы, лекарства, комплексы химической водоочистки, электроприборы, фрукты, импортируя нефть и газ, электроэнергию, текстиль и продукцию животноводства. При помощи со стороны Ирана в Туркменистане построено или находится на стадии строительства около сотни промышленных объектов, реализуются транспортные проекты. В частности, в 2011 г. Ашхабаде между Правительствами Исламской Республики Иран, Султаната Оман, Государства Катар, Туркменистана и Республики Узбекистан было подписано Соглашение о создании Международного транспортного и транзитного коридора.

Укрепление дружественных отношений с Туркменистаном - одно из приоритетных направлений иранской внешней политики. Находясь в Туркменистане в июле 2006 г., М. Ахмадинежад заявил, что его страна не ставит никаких ограничений при развитии отношений с Туркменистаном. В период президентства Ахмадинежада, туркмено-иранский диалог, по словам президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова, «обрел новую динамику». По словам Ахмадинежада, «двухсторонние отношения должны развиваться и дальше, и для этого нет никаких преград». Подобная риторика звучала и на последующих переговорах на высшем уровне. На данный момент при поддержке Исламского Банка развития и участии Казахстана идет реализация крупного международного железнодорожного проекта «Север-Юг». В частности, в рамках мегапроекта в стадии завершения находится строительство железнодорожного проекта Тегеран-Ашхабад.

Вместе с тем, набирающий силу процесс развития отношений Туркменистана со странами Запада может сдерживать развитие туркменистано-иранского сотрудничества.

Казахстан

Взаимоотношения Ирана с Казахстаном достаточно стабильны. При этом активизации мешает казахстанская многовекторная политика «центральноазитского барса», направленная одновременно на сотрудничество с Россией, Китаем, США, Италией, Сингапуром и другими государствами. Экономическое сотрудничество с Ираном не является приоритетом политики Н. Назарбаева. Главным фактором, препятствующим активизации казахстанско-иранского сотрудничества, являются связи Казахстана с США.

Несмотря на это, Ахмадинежад стремится увеличивать объемы экономического взаимодействия между странами. Так, например, немалых объемов достиг экспорт нефти из Казахстана. Республика ежегодно экспортирует более 1 млн тонн нефти через Иран.

Вместе с тем, в целом нельзя сказать, что Ирану и Казахстану удалось добиться серьезных успехов в экономической кооперации. Товарооборот между странами в период с 2006 по 2010 гг. сокращался. Ежегодный темп снижения объемов взаимной торговли составил 15%, с 2099 млн долларов в 2006 г. до 1120 млн долларов в 2010 г. Казахстан в основном экспортирует в Иран металлы и изделия из них, а также минеральные продукты и продукты животного и растительного происхождения, а ввозит оттуда продукцию химической и связанных с ней отраслей промышленности.

Узбекистан

Неоднозначно развивается диалог между Ираном и Узбекистаном. Политика Тегерана в отношении Ташкента начала меняться с 2005 г., когда руководство Узбекистана стало отходить от проамериканской внешнеполитической ориентации. С момента вступления в должность президента М. Ахмадинежада можно заметить активизацию отношений между странами. Тегеран стал придавать большее значение Узбекистану, понимая его значимость в регионе.

На Узбекистан приходится большая часть межправительственных консультаций, дипломатических визитов официальных лиц, но ощутимых плодов, ни в области экономического сотрудничества, ни в политическом взаимодействии столь интенсивный диалог практически не приносит. Несмотря на то, что было проведено уже 11 ирано-узбекистанских межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, товарооборот за последний год между двумя государствами даже снизился. По данным Госкомстата Узбекистана, товарооборот Узбекистана с Ираном в 2010 году составил 674,1 млн долларов. В 2011 году объем взаимной торговли снизился на 35% и составил 439,5 млн. долларов.

Узбекистан экспортирует в Иран хлопковое волокно, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, шелк и другую продукцию. Иран же поставляет в Узбекистан строительно-отделочные материалы, моющие средства, продукты питания, чай, фрукты и прочие товары.

Самым перспективным направлением ирано-узбекского сотрудничества является транспортная сфера. Точкой отсчета совместных проектов по улучшению транспортной инфраструктуры региона стало строительство в 1996 году железнодорожной ветки Теджен–Серахс–Мешхед, соединившей железнодородные сети Ирана и центральноазиатского региона.

Основой межгосударственного сотрудничества в транспортной сфере является трехстороннее соглашение 2003 года между Ираном, Узбекистаном и Афганистаном, предусматривающее совместную координацию международных автомобильных перевозках и создание трансафганского коридора Термез–Мазари-Шариф–Герат, выходящего к портам Бендер-Аббас и Чахбахар.

Среди совместных международных транспортных проектов Ирана и Узбекистана можно выделить ввод в эксплуатацию железнодорожной ветки Бафк–Бандар-Аббас в 2006 году, а также будущий транспортный коридор «Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман-Катар» соглашение по которому было подписано в апреле 2011 г.

Кыргызстан

Взаимоотношения Ирана и Киргизии можно назвать стабильными. Сотрудничество республик осуществляется, в первую очередь, в рамках участия обеих государств в ряде международных структур – Организации Объединенных Наций, Организации Исламского сотрудничества, Организации экономического сотрудничества. Важным моментом, обуславливающим некоторую ограниченность взаимосвязей в политической сфере, является многовекторность Кыргызстана, выраженная, в частности, в присутствии на территории Киргизии американской военной авиабазы на территории международного аэропорта «Манас». Товарооборот Киргизии и Ирана в период президентства Ахмадинежада, за исключением снижения в 2010 г., держался на одном уровне - 60-70 млн долларов в год.

Перспективы

По-видимому, дальнейшая судьба отношений между государствами Центральной Азии и ИРИ, будет зависеть от главного фактора: какая держава будет доминировать в Центральной Азии в ближайшей перспективе. В случае если чаша весов склонится к преобладанию США в регионе, Иран будет вынужден разорвать связи со своими партнерами, что негативно скажется на всей архитектуре многополярного мира, выстраиваемой независимыми государствами.

На наш взгляд, только лидерство России сможет обеспечить мир и безопасность в регионе. Наиболее перспективной кажется идея, выдвинутая в марте этого года директором Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков В.П. Ивановым, – создать Российскую Корпорацию сотрудничества со странами Центральной Азии, которая будет заниматься реализацией взаимовыгодных проектов совместного развития с центральноазиатскими республиками, а также Ираном, Афганистаном и Пакистаном.

Целью такой Корпорации, по замыслу, должны стать создание новых производств, новых рабочих мест, содействие повышению качества жизни населения региона, рост ВВП республик, сглаживание противоречий между государствами Центральной Азии, решение первоочередных проблем региона. В случае если Корпорация будет создана, представляется, что Иран, понимая, что Россия исторически является гарантом стабильности в Центральной Азии, поддержит идею работы по созданию экономически мощной, независимой от США, Центральной Азии.

Очевидно, что, несмотря на общий прогресс в сфере торгово-экономического сотрудничества, а также учитывая неблагоприятную внешнеполитическую конъюнктуру, можно сказать, что в период правления Ахмадинежада Иран еще не стал ведущим партнером для республик Центральноазиатского региона. При этом та динамика, с которой развиваются отношения в период его президентства, говорит о шаге вперед во взаимодействии между ИРИ и государствами Центральной Азии. Вместе с тем, существенного улучшения экономической и политической ситуации в Центральной Азии в будущем следует ожидать только в случае кооперации всех внутрирегиональных государств, целенаправленной интенсификации работы по решению общих проблем.