Публикации: http://www.proektnoegosudarstvo.ru/publications/kazahstan_vibiraet_razvitie/

Казахстан выбирает развитие

05.04.2011 | Автор: Ярослав Бутаков

Итоги состоявшихся в минувшее воскресенье досрочных президентских выборов в Казахстане не стали неожиданными. У части западных политиков и журналистов традицией стало возмущаться единодушием, проявляемым гражданами некоторых стран СНГ на выборах. И они сразу начинают отыскивать всякого рода «нарушения свободы волеизъявления». Так и в этот раз. По их «просвещённому» мнению, это единодушие – не что иное, как отсутствие демократического процесса. Но представление о демократии как о чём-то таком, при котором симпатии голосующих должны разделяться примерно поровну между партией власти и оппозицией, иначе как предвзятым назвать нельзя.

Демократический процесс, если он действительно демократический, стихийный, народный, может вести к тому, что подавляющее большинство населения будет раз за разом свободно одобрять успешную политику государственного руководства. Любые выборы – это, прежде всего, референдум о доверии власти. И, касаясь Казахстана, какие есть основания в этом искреннем доверии народа сомневаться?

В 1990 году Казахстан занимал 12-е место среди союзных республик СССР по общим экономическим показателям на душу населения. Ниже его были только Киргизия, Таджикистан и Туркмения. Ныне среди почти 200 государство мира Казахстан по уровню ВВП на душу населения занимает, согласно данным МВФ, 66-е место. Этот уровень по валютному курсу достиг в 2010 году 9000 долларов на человека, а по паритету покупательной способности (ППС) – 12,5 тыс. долларов на человека в год. Для сравнения: среди постсоветских государств эти показатели выше (и то ненамного) лишь у Эстонии (18,3 тыс.), Литвы (17 тыс.), России (15,8 тыс.), Латвии (14,3 тыс.) и Белоруссии (13,9 тыс.). Показатель Казахстана выше среднемирового (10,7 тыс. $), выше, чем в таких странах, как Бразилия, Болгария, Румыния, Сербия, Венесуэла. Он выше, причём в ряде случаев в несколько раз, чем у большинства стран СНГ и Грузии. Опять же сопоставим цифры: в Азербайджане – 10 тыс. $ на душу населения в год, на Украине – 6700, в Армении – 5200, Грузии – 5000, в соседнем Узбекистане – 3000, про другие бывшие советские республики и говорить не приходится. Это, подчеркнём, не по курсу валют, а в пересчёте на реальную покупательную способность.

Вот ещё красноречивые примеры. Банковская система Казахстана признаётся экспертами самой эффективной в СНГ. Не только о благосостоянии населения, но и об относительной финансовой прозрачности свидетельствует тот факт, что средняя заработная плата, то есть та денежная масса, которая учитывается налоговыми органами, в Казахстане выше, чем где бы то ни было в СНГ. В России всё ломают голову, как повысить инвестиционную привлекательность экономики. Может быть, не надо изобретать велосипед, а пойти в этом деле на выучку к Казахстану? Для сравнения: объём иностранных инвестиций в экономику России и Казахстана сопоставим. Причём в два последних года Казахстан опережает в этом отношении Россию. В 2009 году в экономику Казахстана было вложено 19,5 млрд. $ прямых инвестиций из-за рубежа, а в экономику России – 15,9 млрд. За девять месяцев 2010 года эти цифры составили соответственно 13,1 и 10,3 млрд. $. Учитывая, что население России в 8,6 раза больше населения Казахстана, это означает, что на каждого казахстанца приходится в 10,5-11 раз больше прямых иностранных инвестиций, чем на каждого россиянина.

Не стану дальше утомлять читателя цифрами. Очевидно: Казахстан – одно из немногих состоявшихся государств постсоветского пространства. Зная эти объективные показатели, невольно хочется спросить: что зачастую представляет собой оппозиция (или, по крайней мере, часть её) в некоторых постсоветских странах (здесь, помимо Казахстана, необходимо, прежде всего, назвать Белоруссию), которая обвиняет лидеров своих государств в авторитарности и стремится их свергнуть? Какую такую «демократию» она предлагает своим народам? Очевидно, что на фоне успешного развития их стран, народам такая оппозиция справедливо представляется носителем тенденций хаоса и деградации.

Что же удивительного в том, что народы предпочитают хаосу и деградации гарантированное устойчивое развитие? Что удивительного или «недемократичного» в том, что народы выбирают движение вперёд? Разве не в выборе наиболее прогрессивной альтернативы заключается предназначение демократии? И что же «недемократичного» в том, что за этот прогрессивный исторический выбор голосует 90% населения?

Подлинный, а не на словах, демократ должен только радоваться таким показателям. Ибо они свидетельствуют о том, что подавляющее большинство населения отчётливо понимает свои и общегосударственные интересы и отождествляет те и другие. Они свидетельствуют как раз о высокой политической сознательности избирателей. То есть о том, что в Казахстане (как, заодно, и в Белоруссии) есть гражданское общество и есть подлинная демократия – власть народа и для народа.

Демократия не может быть самоцелью. Это – способ отбора лучших людей к власти, чтобы такие люди проводили политику в интересах общественного целого.

Необходимо подробнее коснуться некоторых «секретов успеха» независимого Казахстана. В современном мире ни одно государство не может существовать как суверенное, а тем более успешно развиваться, если оно не реализует проектов развития. Государственная элита должна обладать проектным мышлением. Можно утверждать, что элита Казахстана этому условию соответствует.

В основе государственной политики Казахстана неизменно находятся стратегические проекты развития, из которых вырастает множество более частных проектов развития той или иной отрасли экономики, социальной сферы, культуры.

Вот один из самых первых и самых ярких таких проектов – перенос столицы. Строительство Астаны в географическом центре Республики Казахстан обеспечило стране необходимую политическую связность. Ведь население распределено по Казахстану очень неравномерно. Две трети его территории – необитаемые пустыни, расположенные как раз в центральных частях страны, тогда как населённые области рассредоточены по окраинам.

В 1997 году президент Казахстана выдвинул стратегию развития Казахстана до 2030 года. Она предусматривает семь приоритетов: национальная безопасность; внутриполитическая стабильность; экономический рост; повышение качества жизни казахстанцев; эффективное использование энергетических ресурсов; развитие инфраструктуры транспорта для обеспечения связности пространства страны; создание профессионального государства. Последнее как раз и означает взращивание корпуса эффективных государственных служащих с проектным мышлением – проектной элиты государства.

На основе этих приоритетов последовательно формируются более конкретные задачи государственного развития. Так, в 2000 году Н.А. Назарбаев поставил ряд задач экономического и социального развития. Среди них, в частности, было удвоение ВВП до 2010 года. Эта задача была выполнена с опережением – в 2008 году. В 2006 году в Казахстане начала осуществляться программа вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира. В мае 2009 года президент Назарбаев объявил о начале осуществления с 2010 года первой пятилетки форсированного индустриально-инновационного развития. В её ходе только за два первых года (2010-2011) осуществляется 382 проекта общей стоимостью 9,5 трлн. тенге (около 2 трлн. рублей), создающих 60 тысяч новых мест для рабочих высокой квалификации. Принята «Карта индустриализации», определяющая, по словам Н.А. Назарбаева, «подробный план того, что, где и как мы будем строить в ближайшие пять лет».

Проекты развития Казахстана охватывают не один лишь энергетически-сырьевой сектор. Наоборот, они нацелены на опережающее развитие недобывающих секторов экономики. К 2020 году экспорт несырьевых товаров должен составить 45% объёма стоимости всего экспорта из Казахстана. К 2014 году Казахстан должен достигнуть самообеспечения продуктами питания собственного производства на 80%.

В январском (2010 года) послании народу Казахстана президент Н.А. Назарбаев изложил основные положения стратегического плана развития страны до 2020 года. Основной упор в нём сделан на повышение качества жизни казахстанцев. Среди заявленных целей, в частности: всеобщая, независимо от уровня доходов, доступность качественных медицинских услуг и высшего образования; 100%-ный охват детей дошкольным воспитанием как в городской, так и в сельской местности; массовое (до 30% населения) вовлечение казахстанцев в физкультуру и спорт. Уровень безработицы к концу указанного периода в любом случае не должен превышать 5%, а доля лиц с доходами ниже прожиточного минимума – не более 8% (сейчас – 12%). Касается план и демографических показателей: прирост населения Казахстана за десятилетие должен составить не менее 10%.

Всё это позволяет утверждать: Казахстан – модельное государство развития на постсоветском пространстве.

Спрашивается, чего хотят противники курса Назарбаева в Казахстане и за его пределами – чтобы народ Казахстана отказался от выгод своего развития и от блестящих перспектив, которые это развитие сулит? Народу Казахстана предоставлено право выбирать, он и выбирает – без принуждения, свободно – курс, обеспечивающий ему поступательное движение вперёд. В этом и состоит предназначение демократии.

От стабильности и преемственности политического курса переизбранного на новый 5-летний срок президента Казахстана во многом зависит успешность развития России, если у нас найдётся та политическая сила, которая возьмётся за это дело. Ведь Казахстан – ключевая страна в регионе Нового Среднего Востока. Сотрудничеству России и Казахстана принадлежит важнейшая роль в превращении Нового Среднего Востока в эталонный регион мирового развития. В этом смысле победа Н.А. Назарбаева на выборах в минувшее воскресенье – не только победа народа Казахстана, в очередной раз выбравшего развитие. Это – кредит времени, отпущенный самой России на ближайшие пять лет.