Публикации: http://www.proektnoegosudarstvo.ru/publications/korporazia_razdalnego_vostoka/
"Корпорация развития Дальнего Востока» от Шойгу – очередной пиар?
31.01.2012 | Автор: Александр Киселев
В последнее время в бизнесе и государственном управлении всё чаще используют термин «стратегическое планирование», под которым понимается некоторое желаемое состояние развития экономики на 20 или даже 50 лет. Россия имеет колоссальный и уникальный в мировой практике опыт и школу планирования. Первый в мире государственный стратегический план разработан в 1920 г. в Советской России Государственной комиссии по электрификации России во главе с Г.М.Кржижановским и утвержден VIII Всероссийским съездом Советов в декабре 1920 г. Советская школа стратегического планирования по праву считалась лучшей в мире. Однако, мягко говоря, не всегда ее опыт используется в современной практике государственного управления.
Так, 21 января 2012 года СМИ сообщили, что глава Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации Сергей Шойгу предлагает создать Корпорацию развития Восточной Сибири и Дальнего Востока – от западных границ Красноярского края до Камчатки. Он заявил об этом в ходе встречи с премьер-министром РФ Владимиром Путиным в Доме правительства.
Идея, безусловно, правильная и необходимая. На Восток от Новосибирска и до самого Владивостока на протяжении многих тысяч километров нет ни одного города-миллионника. Фактически после Красноярска тянется редкая полоса поселений вдоль Транссибирской магистрали. Огромные незаселенные просторы не позволяют рационально использовать богатейшие природные ресурсы края. Однако демографическая ситуация в Зауралье продолжает неуклонно ухудшаться, и если руководство страны не предпримет решительных шагов, то Россия наверняка потеряет свои восточные территории.
Однако идею Корпорации развития Дальнего Востока Движение развития выдвигало еще четыре года назад, в соответствующем письме на имя Президента Владимира Путина. Лидер Движения Юрий Крупнов в 2007г. на основе экспертных разработок, проведенных по собственной инициативе, и работы межведомственной рабочей группы, включавшей представителей 15 ведущих заинтересованных министерств, подготовил на имя президента проект обращения, в котором излагался подробный план работы Корпорации развития.
Что особенно важно, идея Корпорации в тот период была проработана не только на уровне корпоративной структуры, но и на уровне конкретных проектов. В качестве проектов развития предлагались: создание первого национального космодрома Восточный (бывший Свободный) в Амурской области; создание техноэкополиса «Комсомольск–Амурск–Солнечный» в Хабаровском крае; создание Восточного коридора развития Свободный — Комсомольск — Селихино — Лазарев — Погиби — территория Сахалина — Хоккайдо; формирование соевого южно–дальневосточного пояса расселения по границе с Китаем на протяжении почти 4 тыс. км.; создание Камчатского рыбного и туристического кластеров, превращающих Камчатку в столицу рыбной отрасли и российского внутреннего туризма; строительство Тихоокеанской базы океанического рыбного флота; создание системы современного станкостроения и инструментальной промышленности; формирование новой системы региональной авиации, восстанавливающей связность территорий ДФО и позволяющих развивать региональное авиастроение на Дальнем Востоке; создание системы малоэтажного домостроения и новой усадебной урбанизации как основы нового градостроительства. Кроме того, был предложен проект превращения Сахалина в единый для всего Дальнего Востока России транспортно–логистический центр путём строительства мостового перехода «Материк — Сахалин» с дополнительными железнодорожными и автомобильными путями длиною более 700 км, одновременно обеспечивающих реализацию проектов по тонкой нефте–, газо– и углехимии и глубокой лесопереработке.
Предполагалось, что все эти проекты развития объединятся в сеть кластеров и коридоров развития, новых городов, иных систем развития, и составляют в целом единую систему социально-экономического развития российского Дальнего Востока. При этом будет обеспечен межрегиональный и межведомственный характер организации развития.
Однако, к сожалению, в планах С.К.Шойгу по организации Корпорации, представленных главе правительства, не указывается на необходимость использования проектного подхода. Министр заявил о проработке всех возможных вариантов реализации поручения Премьера, но ни сказал ни слова конкретики о том, чем же будет заниматься Корпорация. По его словам, есть понимание того, что «без развязки транспортной схемы, транспортной системы, выведения на объемы 60-80 и до 100 млн тонн нашей Транссибирской магистрали, БАМа, БАМа-2 сложно будет открыть это богатство, «сундук» с теми ресурсами, которыми на сегодняшний день богата Сибирь и Дальний Восток». Однако подобные задачи по наращиванию товарооборота через БАМ уже многократно ставились раньше, а воз (в смысле, «сундук») и ныне там.
Необходимо понимать, что задача развития Дальнего Востока требует от страны осуществления конструктивной революции – дальневосточной революции, превращения Дальнего Востока в авангардный центр развития России и форпост ее присутствия в самом динамично развивающемся регионе мира. Эффективной Корпорация развития Дальнего Востока будет лишь в том случае, если начнет работать, основываясь на основе проектного подхода, а ее руководитель займет должность вице-премьера с персональной ответственностью за результат. Без проектов развития Дальнего Востока эта инициатива превратится в очередной пиар, убивающий не только страну и Дальний Восток, но и саму веру в развитие и лучшую судьбу России.
Опубликовано в рамках проектов развития: №3 Новая столица России на Дальнем Востоке; №20 Новый Дальний Восток; №34 Дальневосточный соевый пояс; №53 Государственный жилищный сертификат дальневосточника; №86 На Восток; №127 Восточная судьба России (Сибириана).