НАТО придется отчитаться
13.04.2012 | Автор: Екатерина Туранова
В преддверие майского саммита НАТО в Чикаго, на котором будет обсуждаться дальнейшая стратегия Альянса в Афганистане, российский министр иностранных дел Сергей Лавров и директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов единым фронтом выступили с резкой критикой результатов десятилетней деятельности коалиции в Афганистане.
Сергей Лавров в интервью радиостанции «Коммерсантъ FM» заявил:
«Международные силы содействия безопасности, костяк которых составляют контингенты США, находятся в Афганистане по мандату Совета Безопасности ООН. Полагаю, что, прежде чем уходить, необходимо отчитаться перед Совбезом о выполнении предоставленного мандата, реализовывать который вызвались натовцы. Пока террористическая угроза не становится меньше, а наркотическая угроза возрастает и усиливается».
Для ясности необходимо обозначить, что с 2003 года НАТО осуществляет контроль над Международными силами содействия безопасности (МССБ, ISAF), причем решение о передаче Альянсу этих полномочий было осуществлено в обход Совета Безопасности ООН. Первоначально мандат, который выданный МССБ, распространялся только на Кабул и прилегающие районы, однако в последствии его действие было расширено на всю территорию Афганистана.
Виктор Иванов, глава российского антинаркотического ведомства, в ходе пресс-конференции по итогам участия в Совещании руководителей компетентных органов государств - членов ШОС, наделенных полномочиями в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, напомнил, что в соответствии с декларацией о правах и обязанностях государств ООН "международная ответственность за действия сил, которым поручено проведение подобных операций, лежит на государстве или группе государств, которые взяли на себя подобные обязательства". В случае с деятельностью НАТО в Афганистане, как подчеркнул Иванов, «мы ясно видим тут провал тех целей, которые были провозглашены».
Немаловажно, что соответствии с резолюцией 1510 СБ ООН от 2003 года Совет Безопасности «предлагает руководству Международных сил содействия безопасности ежеквартально представлять Совету Безопасности через Генерального секретаря доклады об осуществлении их мандата». Вполне обосновано требовать от НАТО, осуществляющего контроль над МССБ, и предоставления итогового отчета о результатах работы в рамках выполнения мандата ООН.
Глава российского антинаркотического ведомства отметил, что «весьма высока возможность подачи судебных исков против стран, которые участвовали в этой операции, в связи с тем, что санкционированное Советом безопасности ООН международное вмешательство привело не к улучшению, а к ухудшению ситуации в Афганистане».
Значительная часть жителей США разделяет недовольство российской стороны результатами афганской операции. По информации газеты New York Times, социологические опросы показывают, что 68% американцев считают, что военные операции в Афганистане проводятся «не очень удачно» или «очень плохо». Для сравнения, в ноябре прошлого года эту позицию разделяло 42% опрошенных. 69% респондентов подтвердили желание прекратить проведение военных операций США в Афганистане.
С такой оценкой не соглашаются представители Североатлантического Альянса. Согласно «Годовому отчету» о деятельности НАТО (первому в истории организации), который Генеральный секретарь Альянса представил 26 января текущего года, «операция НАТО в Афганистане в прошедшем году охарактеризовалась большей стабильностью и началом политической трансформации в стране».
В действительности через десять с половиной лет после начала операции «Несокрушимая свобода» Афганистан по-прежнему остается политически нестабильным и экономически несостоятельным государством, которое помимо прочего является главным поставщиком опиатов на мировые рынки.
Совместный механизм ликвидации афганской наркотической угрозы для НАТО и ОДКБ предложил глава ФСКН России. Виктор Иванов отметил целесообразность разделения функций этих организаций в сфере совместной антинаркотической борьбы: к зоне ответственности Альянса по плану Иванова должно быть отнесено уничтожение наркотических посевов, нарколабораторий и всей инфраструктуры наркопроизводства на территории Афганистана, в то время как члены ОДКБ сосредоточится на пресечении наркотрафика на своей территории. Альянс, многочисленный контингент которого расположен на афганской территории, может оперативно решить задачу уничтожения маковых полей. По подсчетам директора ФСКН, общее число представителей сил НАТО и силовых структур Афганистана, которые могут быть привлечены к проведению антинаркотических операций, составляет 550 тысяч человек, или "по одному силовику на каждые 2 тысячи квадратных метров".
У руководства НАТО осталось совсем немного времени до официального завершения сроков операции в 2014 году для того, чтобы изменить стратегию в Афганистане и наладить конструктивное сотрудничество на антинаркотическом направлении с заинтересованными партнерами, в частности ШОС и ОДКБ. В противном случае, неприглядные результаты операции в Афганистане могут не только быть вынесены на суд общественности стран-членов Альянса, но и всего мирового сообщества.
Опубликовано в рамках проектов развития: №67 Мир и согласие в Афганистане; №60 Афганская стратегия России; №169 Корпорация развития Центральной Азии; №65 Афганское наркопроизводство как угроза международному миру и безопасности.
- Мировое качество жизни (№90)
- Нет мегаполисной урбанизации! (№114)
- Многодетная крупная многопоколенная семья (№80)
- Афганская стратегия России (№60)
- Демографический прорыв (№55)
- Национальная промышленная система России (№50)
- Миграционная доктрина России — нет миграции ради миграции (№52)
- Хасан-2 (№54)
- Корпорация развития Центральной Азии (№169)
- Дом в России (№158)
- Ноополисы (№116)
- Русская песня (№182)
- Жемчужное ожерелье России (№183)
- Центрально-азиатская единая водная система (№99)
- Национальный космический центр имени Флоренского (№119)
- Антинаркотический кодекс (№71)
- Перевооружение промышленности – новое российское станкостроение (№140)
- Сеть кластеров промышленного развития (№170)
- Суверенная авиация (№49)
- Рубль как мировая неспекулятивная валюта и основа мировой реальной экономики (№48)
- Большой российский Кавказ (№24)
- Проектное государство (№26)
- Новый Дальний Восток (№20)
- 300 миллионов русских к XXII веку (№19)
- Дом - каждой молодой семье (№18)
- Космодром Восточный — ведущий космодром мира (№30)
- Сельское развитие (№23)
- Ядерная доктрина России (№40)
- Русская Арктика (№32)
- Русский язык как язык мирового развития (№36)
- Миропорядок справедливости и развития (№46)
- Мировая держава (№35)
- Тысяча новых городов для России (№1)
- Спасти Москву! (№6)
- Новый Средний Восток (№12)
- Новая большая страна (№2)
- Новая столица России на Дальнем Востоке (№3)
- Четырехдетная семья - национальный приоритет для России (№5)
- Вводить 1 кв. м. жилья в год на каждого жителя России (№8)