Публикации: http://www.proektnoegosudarstvo.ru/publications/nuzhno_ministerstvo_aviacii/

Российская авиация сильно «африканизировалась»

22.11.2013 | Автор: Дмитрий Карелин

Россия сохраняет статус авиационной державы лишь номинально, по инерции, благодаря заделам советских времен. Вернуть этот статус еще можно в том числе и через создание министерства авиации, которое отвечало бы и за промышленность, и за перевозки. Об этом лидер Движения развития, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов заявил на пресс-конференции в РИА Новости, состоявшейся спустя день после авиакатастрофы «Боинга» в международном аэропорту Казани.

«Я бы определил ситуацию с российскими авиаперевозками как африканизацию, заявил Юрий Крупнов. - Мы убили свое авиастроение для того, чтобы летать на судах, которые до этого были во втором экономическом цикле в Уганде».

Крупнов напомнил и о противоречивости заявлений первых лиц. После авиакатастрофы Як-42 в Ярославле Дмитрий Медведев, будучи тогда президентом, призвал отказаться от отечественной техники и закупать самолеты за рубежом.

«Правительству, видимо, придется принять очень непростое решение. Ценность человеческой жизни должна быть выше, чем особые соображения, включая поддержку отечественного производителя! Конечно, нужно думать о своих, но если они не способны «раскрутиться», нужно покупать технику за рубежом», — сказал два года назад Медведев, а затем были обнулены ввозные пошлины на ряд типов иностранных судов.

Этим решением, подчеркнул Крупнов, президент поставил крест на отечественном авиастроении. «Упал «Боинг», так почему премьер не выступил и не сказал, что, раз «Боинг» не сумел раскрутиться, мы «Боинг» закрываем, вводим пошлины и так далее и даем наши самолеты?», - гневно спросил Крупнов.

Принявшие участие в разговоре эксперты в один голос заявили, что для российского авиапрома еще не все потеряно. Выход есть — многострадальный Ту-334. Между тем реальность такова, что про Ту-334 говорят гораздо реже, чем про «Суперджет», который, по мнению Крупнова, «убил весь советский и российский авиапром». В то же время те самолеты, которые авиакомпании берут из других стран, часто зарегистрированы не в России, поэтому за поддержание летной годности даже Росавиация ответственность взять не может.

К слову, у этого федерального агентства весьма эфемерные полномочия. Поэтому, считает Крупнов, необходимо создать министерство авиации, «объединяющее как авиационную промышленность, так и все вопросы, регулирующие все авиаперевозки». Об этом он говорил еще два года назад, когда представил авиационную доктрину, которая так и не заинтересовала чиновников.

«Мы африканизировались за последние 15 - 20 лет. Мы либо станем окончательно чем-то после Уганды, либо начнем заниматься своими технологиями, своей промышленностью», - заключил Крупнов.

ПОЛНАЯ СТЕНОГРАММА ВЫСТУПЛЕНИЯ Ю.В.КРУПНОВА

Летчики, промышленность, детали, запчасти – все исходно было завязано и на бывший Советский Союз, и на иностранную технику. Администрирование, управление полетами и производством, авиапром и авиация с точки зрения авиационной державы, - совершенно нераздельные вещи, потому что летает техника. Почему 15 лет назад не поставили задачу летчикам полностью выучить английский язык и перейти на соответствующие стандарты? Я вам отвечу: если поставить такую задачу, то будет понятно, что эти люди готовятся сдать полностью русский авиапром и авиацию. Но они промолчали. Вопрос идет о государстве, о государственном администрировании.

Вопрос министерства авиации – это вопрос коренного преобразования, администрирования и управления всем авиационно-техническим комплексом, поэтому все понимаю, что если делать министерство авиации, то придется все менять, поэтому, наверное и не рассматривают. И очень обидно, что мы предлагаем, продвигаем, высказываем такие высокопрофессиональные, точные с точки зрения управленческой логики, предложения. Но все они идут мимо тех, кто принимает главные решения. Возникает вопрос: сколько еще должно всего упасть, затопить или еще что-то случиться, чтобы серьезно обсудили?

У меня совершенно нет никаких амбиций, мне совершенно ничего не надо, но, на мой взгляд, это свинство, что после того, как мы выпустили авиационную доктрину, ни один человек, который занимается администрированием отрасли, даже на уровне рядового клерка в министерстве транспорта, не обсудил со мной эту проблему. Это что значит? А это значит, что это им не нужно.

Когда мы говорим, сколько еще будет падать самолетов, почему так происходит, почему мы лидеры в таком негативном плане, то, на мой взгляд, вопрос нужно ставить по-другому: почему катастроф так мало?

Слава Богу, что благодаря сподвижничеству летного состава, обслуживающего персонала мы еще мало падаем. Мы должны огромное спасибо сказать тем людям, которые непосредственно пилотируют воздушные суда исходя из чисто патриотических и профессиональных задач.

А у нас основной закон – это закон извлечения прибыли. Прибыль должна расти, в прибыль должны закладываться очередные выплаты очередным погибшим. Вот это и есть те расходы и те задачи, которые с неминуемостью ухудшают задачу при авиационных перевозках.

Я бы определил ситуацию, прошу прощения, надеюсь, на меня не обидятся замечательные государства Африканского континента, как африканизацию.

Игорь Прелин, наш разведчик, резидент двух стран Африки в советские годы рассказывал, как ему французский контрразведчик объяснял чем Африка отличается от Франции и СССР. Он говорил: «Ты позови пилота Жана, спроси, откуда берутся самолеты?» А пилот Жан был классный пилот в одной из африканских стран. И Прелин позвал и спросил. А Жан улыбнулся и ответил: «Они прилетают из-за океана». Сегодня мы оказались в такой же ситуации, когда они прилетают к нам из-за океана.

Основной вопрос заключается в том, что мы убили свое авиастроение

Сегодня мы летаем на тех воздушных судах, которые до этого были во втором экономическом цикле в Уганде. Первыми на новых машинах летают развитые страны, дальше они поставляются, как в данном случае, в Уганду, а потом еще есть страна, которая идет вслед за Угандой. И называется эта страна - Российская Федерация.

Это конкретный случай в Казани, там все точно так и было. Поэтому это и есть африканизация.

Мне попало заявление президента по результатам контрольных проверок, там написано: «рассмотреть вопрос о привлечении иностранных авиапроизводителей к созданию производственных предприятий в России». Хотят повторить автопром. Это безумие. Это готовят люди, которые не понимают, что, вообще, такое авиационная держава. Ни одна авиационная держава вам не отдаст базовые технологии даже в виде отверточной сборки.

Полтора года назад, в апреле, мы собирались после трагедии в Тюменской области, а в сентябре 2011 года произошла трагедия под Ярославлем. Тогда президент России Д.А. Медведев сказал: нам пора российскую технику менять. «Если наши не сумели раскрутиться, - цитирую, - придется принимать тяжелые решения, в том числе по закупке воздушных судов.» И будучи премьером, он обнулил все пошлины окончательно.

Возникает вопрос: если "Боинг" упал, то почему Премьер не выступил и не сказал: «Если Боинг не сумел раскрутиться в России, мы его закрываем. И даем наши самолеты»?

Отсюда следуют конкретные совершенно предложения. Первое, что мы продвигаем, это администрирование всей авиации промышленности. Нужно министерство авиации, объединяющее, как авиационную промышленность, так и  все вопросы, связанные с регулированием авиаперевозок. Восемь министерств и агентств управляют этим, плюс неизвестная контора смешная, которая называется «Межгосударственный авиационный комитет». Где еще такое есть, что одна и та же организация сертифицирует самолеты, а потом разбирает аварии.

Авиационной деятельностью у нас по сути никто не управляет!

Я представляю ситуацию и положение В.В. Путина, который не приехал на последний МАКС, потому что, куда ни повернешься, все уже повязаны круговой порукой, огромное количество убивающих наш авиапром. Я понимаю всю трудность. Но решения надо принимать!

Авиационных держав в мире всего четыре, реально даже три. Даже германия, с ее инженерным гением, уже не является такой державой. Мы еще пока являемся. То же самое в космонавтике, космической промышленности, то же самое в любой промышленности, электровозов, паровозов и так далее. Мы африканизировались за последние 15 – 20 лет. Мы либо окончательно станем чем-то после Уганды, либо все-таки начнем заниматься своими технологиями.

Поэтому я прошу считать нашу пресс-конференцию обращением к главе государства. Сегодня он должен принять принципиальное решение в том числе со сменой кадрового состава. Сейчас нужно круто это менять, потому что дальше так нельзя.

Это тяжелейшее управленческое и политическое решение. Мы обращаемся к главе государства. Дальше терпеть этот бардак невозможно! Нужно собирать Совет Безопасности и обсуждать. Государство должно администрировать эти вопросы, и я уверен, что до весны следующего года будет создано министерство авиации Российской Федерации.