Публикации: http://www.proektnoegosudarstvo.ru/publications/perspektivu_ros_kit_sotrud/

Перспективы российско-китайского внешнеэкономического сотрудничества: дорога инвестициям или интервенции?

16.04.2013 | Автор: Дмитрий Панюков

В эти дни в столице КНР проходит российско-китайская инвестиционная конференция, организованная Министерством коммерции КНР и Минэкономразвития РФ.

«Российская газета», со ссылкой на ИТАР-ТАСС, приводит слова главы российской делегации, первого заместителя председателя правительства РФ, Игоря Шувалова, сказанные им по итогам первого дня работы конференции: «В нашем сотрудничестве особое внимание уделяется не только строительству АЭС в Китае, поставкам ресурсов и совместному возведению нефтеперерабатывающего завода в Тяньцзине, еще больше проектов планируется осуществить в областях жилищного строительства, локальной энергетики, транспорта, коммунальных услуг, региональной и федеральной инфраструктуры и совместных разработок в области инноваций».

Казалось бы, все просто замечательно – помимо банальной торговли энергоресурсами (куда уж сейчас без нее), Россия нацелилась на восстановление и развитие региональной инфраструктуры, пусть и с привлечением иностранного капитала. Однако давайте задумаемся. Зачем это Китаю? Зачем ему вкладываться в длинные инфраструктурные проекты на территории РФ, с не очень-то понятной и достаточно рисковой системой возврата инвестиций, учитывая макроэкономическую нестабильность? Уж кого-кого, а китайских стратегов от экономики трудно заподозрить в недальновидности, недостаточной глубине планирования или оценки рисков. Давайте разбираться. Что кроется за красивыми официальными формулировками?

Ответ дает сам г-н Шувалов в интервью РИА «НОВОСТИ» (Агентство «ПРАЙМ»). По его словам, осуществлять проекты на своей территории Россия хотела бы «при помощи концессионных соглашений и китайского капитала». Концессионных, понимаете? То есть мы собираемся что-то из своих ресурсов сдать им в пользование. Рискнем предположить, что речь здесь не только, и не столько о создаваемых объектах инфраструктуры, сколько о недропользовании. То есть, мы ни то, что создавать суверенную промышленность не собираемся, нам уже и недра собственные выкачивать лень! Да и действительно, кому она вообще нужна эта Сибирь с Дальним востоком? Китайцы пусть разбираются. Их много. Они не ленивые. А наши интересы находятся куда западнее, и речь здесь даже не о Москве…

Вот теперь все встает на свои места. После получения концессионных прав на пользование ресурсами России, нашим восточным соседям действительно потребуется современная рабочая инфраструктура. Для освоения нашей земли.

Мы не раз говорили о том, как важно суверенное развитие восточных территорий для геополитических интересов нашей страны. Стратегические решения и задачи отражены в Проектах развития:

Увы, пока нас не слышат. Если слышать и думать заставит коллапс экономики и развал государства, будет уже поздно…

Был такой примечательный немецкий экономист – Фридрих Лист. Раскритикован был своими либеральными коллегами нещадно. Не в последнюю очередь за то, что очень четко показал в своей работе «Национальная система политической экономии» протекционистские принципы, классически используемые метрополиями в целях экономического порабощения своих колоний. В частности, эти принципы многие столетия верой и правдой служили Британской империи. Приведём лишь главные:

(1) Всегда поощрять импорт производственных мощностей, а не готовых товаров.

(2) Заботливо развивать свои производственные мощности и защищать их.

(3) Импортировать только сырьё и сельскохозяйственные продукты, и экспортировать только промышленные товары.

(5) Закрепить за метрополией … право снабжения колоний … промышленными товарами, в обмен получать на привилегированных условиях их сырьё...

(7) … установить морское превосходство, и с его помощью расширить международную коммерцию, постоянно увеличивая свои колониальные владения.

(10) Давать концессии иностранным независимым государствам на ввоз сельскохозяйственных продуктов только в том случае, если таким образом можно получить от них концессии для вывоза английских промышленных товаров.

(11) В тех случаях, когда такие концессии не могут быть получены соглашениями, достигнуть цели контрабандной торговлей.

(12) ... Получать выгоду … как от своих врагов, так и от своих союзников. От врагов путём препятствия их коммерции на море, от союзников путём разрушения их производителей через субсидии, которые выплачиваются в форме промышленных английских товаров.

Гениально в своей простоте и полноте! Как видите, «правила Листа» актуальны и по сей день. Китай, США, все развитые экономики глобального мира знают их, и используют. А Россия? Не думаю, что проблема в незнании или непонимании. Проблема в отношении к себе. Де-факто, статус ресурсной колонии лидирующих экономик мира наше правительство готово признать. По крайней мере, относительно восточных территорий.

Мы глубоко уверены, что такой экономической политике не может быть места в нашем завтра. Россия должна восстановить понимание себя, как великой мировой державы, образующего центра новой евразийской цивилизации. Но путь новой интеграции мы должны начать, опираясь не на методы колонизации и порабощения, а на свои традиционные ценности справедливости, кооперации и со-развития.

Заместитель директора АНО «ИДМРР» Дмитрий Панюков 16.04.2013