Публикации: http://www.proektnoegosudarstvo.ru/publications/proekt_sudba/

Извечная проектная судьба России

06.06.2011 | Автор: Дмитрий Данилов

Исторически сложилось, что основной проблемой проектного государства в России были задачи не поступательного развития, а спасительного рывка, преодолевающего пропасть необратимого кризиса, в которую рисковала скатиться наша страна. Если мы посмотрим, то реформы Петра I, Александра II, сталинская индустриализация появлялись в те исторические моменты, когда промедление обрекало Россию не просто на неизбежное отставание от других стран, а на завоевание и гибель нашей цивилизации. Именно поэтому сам феномен проектного государства – это не отвлеченное прожектерство, а суровая практика, обусловленная задачами всестороннего развития как единственно возможного способа выживания нашей страны в окружающем мире.

Увы, но сегодня Россия снова больна старыми болезнями. С единственной поправкой – больна намного хуже. Российское государство находится сегодня в наиболее тяжелейшем на всю историю системном кризисе, когда здоровые силы в обществе и государстве теряют последние возможности структурно влиять на систему принятия решений, что слишком дорого обходится нашим гражданам и нашей стране. И если раньше проектное мышление возникало, осознавалось, как насущная необходимость людьми, находящимися непосредственно во главе государства или их ближайшего окружения, то теперь государство, исторически призванное быть локомотивом развития страны, является чуть ли не его главным тормозом.

Одна из главных причин этого тяжелейшего кризиса лежит не только во внешне-объективных причинах, а, прежде всего, в отсутствии у государства по-настоящему проектного мышления, продукты которого могли бы осуществить кардинальный рывок страны вперед. Хуже всего, что государство понимает наличие этой лакуны, но пытается заместить ее не полноценными проектами развития, а виртуальными симулякрами, имитирующими реальную деятельность. Место действующих целенаправленных проектов развития занимают примитивные бюрократические бизнес-схемы, которые изначально поглощаются коррупционной составляющей «откатов» и «распилов». Происходит самое страшное: развитие подменяется не просто его симуляцией, а анти-развитием, деградацией страны, обретающей черты системы, действующей по собственной логике.

Если в «нулевые годы» политика затыкания дыр и имиджевых проектов держалась на массовых социальных ожиданиях населения, подогревавшихся стандартами массового потребления западного типа, то сейчас кредит доверия граждан к власти истёк. Власти нечего предложить гражданам - возможности «государства нулевых» исчерпаны - даже в случае сохранения высоких цен на нефть в ближайшие годы. И дело даже не в разочаровании населения в пост-ельцинском государстве, хотя проблема «потерянных поколений» молодёжи из-за отсутствия внятных перспектив развития – одна из ключевых для проектного государства. Вопрос в том, что нынешняя инерционная модель государственной политики органически неспособна создавать новое поколение инфраструктур в ситуации морально, экономически и физически разлагающейся техносферы.

Да, в пост-ельцинские годы государством было предпринято несколько претенциозных попыток на переформатирование государственной политики в проектную область. Однако, к сожалению, ни национальные проекты, ни «Стратегия 2020», ни заявляемые 5 президентских направлений модернизации и Сколково никак не могут рассматриваться в качестве таковых, поскольку в них нет финальных целевых показателей, они не востребуют всю российскую талантливую молодёжь и при своей реализации не приведут к системному сдвигу, существенному структурному усложнению жизни в стране.

Крайне важно и то, что обозначаемые сегодня в качестве проектов «мероприятия» изначально не планируются в качестве долгосрочного источника сверхстоимости – в отличие, например, от советских атомного, ракетно-космического или Тюменского проектов, которые до сих пор кормят страну. Более того, почти всегда предложение новых «проектов» начинает автоматически соотноситься с их обязательной сверхзатратностью.

Даже когда руководством страны формулируются идеальные для проекта развития задачи, они не становятся проектами государства. Например, Олимпиада-2014 в Сочи могла быть проектом развития, который бы решил многие региональные проблемы, поднял градостроительную индустрию, массовый спорт и запустил практики обеспечения здоровья. Но она так и не стала им, потому что без качественного изменения векторов стратегического видения горизонтов развития, этого не могло произойти.

Возникает вопрос: что делать дальше? Ведь дальнейшего «проедания» наследия СССР не получится. Однако именно тяжелейшие условия, в которых приходится сегодня продвигать проекты развития, требуют максимальной интенсификации этого процесса. Для обеспечения не только развития, но и стабильности в стране сегодня необходимо возрождение Проектного государства. Поэтому возникает вопрос: как на практике реализовывать проекты развития, если государственная машина больше заинтересована не в них, а в их отсутствии? Как обычный человек — инженер, программист, менеджер, предприниматель, учитель или продавец — может помочь созданию сложнейшей инфраструктуры развития, если зачастую он не имеет никакого отношения к ней? Человек, желающий стать участником Проектного государства, часто не находит ответов на эти вопросы, и ему начинает казаться, что всё бесполезно, что в нашей стране вообще невозможно изменить что-либо к лучшему. Однако эта апатия заключает в себе принципиальную ошибку. Изменения действительно невозможны – но только до той поры, пока люди не перестанут верить в невозможность и заведомую бесперспективность их действий.

Участники Проектного государства видят свой первый шаг для выстраивания соответствующих действий как организацию внутри госмашины «проектного сектора» и определения хотя бы ста первоочередных проектов развития страны. Эти проекты развития будут не мертворождёнными бюрократическими концепциями или бизнес-схемами, а будут создавать эффект «волны», замыкая на себе наиболее активный слой граждан, и вовлекая их в проекты. На пересечении этих проектов развития будут возникать оптимальные места для создания кластеров промышленного развития и узлов инфраструктур нового поколения – от ЖКХ до транспортных и социально-сервисных. Инициирование, отбор, разработка и реализация проектов развития при этом станут главным «функционалом» чиновника, понятным и интересным всей стране. Пока еще ресурсные возможности для создания проектного государства есть.