Путинский инструмент строительства Евразийского союза
20.03.2012 | Автор: Юрий Царик
Озвученная в конце 2011 года идея создания на постсоветском пространстве Евразийского союза стала объектом жёсткой критики как в России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Ссылаясь, прежде всего, на неудачный опыт других интеграционных образований на постсоветском пространстве, скептики предрекают, что инициативу создания Единого экономического пространства и Евразийского союза постигнет та же участь. Особенно резкую реакцию вызвали планы по включению в Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России среднеазиатских республик, в частности Киргизии, подавшей соответствующую заявку в Евразийскую экономическую комиссию в конце 2011 года. В итоге интеграционная риторика в рамках президентской избирательной кампании в России отошла на задний план и едва ли не сошла на нет: например, в программных предвыборных статьях Владимира Путина перспективы Евразийского союза и постсоветской реинтеграции не обсуждаются.
Однако радость критиков этой инициативы оказалась преждевременной. На самом деле за шумом предвыборных баталий, исход которых был по всем объективным параметрам предрешен задолго до 4 марта, шла основательная целенаправленная работа по формированию российской стороной эффективного инструментария строительства Евразийского союза.
Так, 2 марта 2012 года глава Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов на пресс-конференции в РИА Новости озвучил планы создания Корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии. Проект предполагает совместную со странами Центральной Азии разработку, финансирование и реализацию набора проектов развития стран региона, направленных на развитие инфраструктуры, подъем промышленности, обеспечение продовольственной безопасности населения, создание совместных образовательных программ России и Центрально-Азиатских государств.
Создание устойчивой экономики и массива новых рабочих мест рассматривается ведомством Виктора Иванова как метод снижения не только наркотрафика, проходящего через регион из Афганистана в Россию, но и рисков дестабилизации постсоветского пространства в целом. Наряду с этим, по расчетам правительственных экспертов, реализация инициативы позволит также создать объемные рынки сбыта для российских корпораций, обеспечить стабилизирующее экономическое и геополитическое присутствие России в этом критически важном регионе.
Важным геополитическим аспектом озвученных Ивановым предложений стало то, что идея Корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии была выдвинута как прямая, но асимметричная альтернатива американской Центрально-Азиатской контрнаркотической инициативе (CACI – Central Asian Counternarcotics Initiative). Напомню, американская сторона летом прошлого года выступила с предложением о размещении своих специальных подразделений в пяти Центрально-Азиатских республиках с целью обучения и формирования антинаркотических силовых структур этих стран. Американские военные, по замыслу создателей CACI, должны будут иметь доступ ко всей оперативной информации, собранной в Центрально-Азиатском региональном информационно координационном центре по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ЦАРИКЦ), выступая, таким образом, в качестве авангарда американской военной разведки в регионе. За участие региональных партнеров в этой программе милитаризации Центральной Азии с позиции США Вашингтон был готов предложить щедрое финансирование.
Российская дипломатия с успехом заблокировала одобрение американской антинаркотической инициативы CACI на министерской конференции Парижского пакта в Вене в феврале 2012 года. В этой ситуации проект Корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии выступил в качестве логичного продолжения выбранной политической линии и является переходом от блокирующих реактивных действий к проактивной и конструктивной стратегии России в регионе.
Однако геополитическое противостояние агрессивным и разрушительным устремлениям США в Центральной Азии является лишь одним из направлений использования КССЦА как инструмента внешней политики России. Еще более важное значение имеет этот инструмент в процессе строительства Евразийского союза.
Дело в том, что матрица проектов совместного развития России и стран Центральной Азии, лежащая в основе будущей деятельности КССЦА, является тем единственно возможным действенным инструментом, который может позволить на практике продвинуть вперед постсоветскую реинтеграцию в регионе. Критики, указывавшие на невозможность присоединения Киргизии и Таджикистана к Таможенному союзу и ЕЭП в силу огромного разрыва в уровне экономического развития этих стран, по сути, «критикуют» то, чего в основе механизма Евразийского союза нет и не могло быть.
Представить, что унификация макроэкономических условий и ликвидация внутренних административных барьеров в формате «пятерки» сама по себе позволит качественно изменить к лучшему экономическую ситуацию в регионе, могли только люди с безграничной и потому абсурдной верой в силу макроэкономического регулирования. Едва ли к их числу можно отнести Владимира Путина.
На самом деле совершенно очевидно, что применительно к разным странам и регионам, различным геополитическим и экономическим условиям требуются различные, строго определенные инструменты осуществления реинтеграции. Разрушенные экономики Киргизии и Таджикистана едва ли дадут существенный позитивный отклик на меры тарифного и иного регулирования в рамках Таможенного союза (Киргизия уже давно – член ВТО, но это едва ли приносит стране какие-либо существенные выгоды).
Экономики этих стран могут быть восстановлены только на основе проектного подхода – через реализацию конкретных стратегических проектов по восстановлению и наращиванию инфраструктурной мощности территории этих стран (строительство ГЭС и ЛЭП, автомобильных дорог и железнодорожных путей), формирования в них новой промышленности, восстановления традиционных хозяйственных укладов и так далее – всего того, что заявлено в качестве предмета деятельности КССЦА.
В рамках Евразийского союза восстановлению подлежит, прежде всего, цивилизационное единство наших народов. А единая экономика в Центральной Азии, очевидно, может создаваться только фактически заново как новая экономика Евразийского союза – экономика развития. Примечательно в этом смысле, что инициатором идеи создания КССЦА как эффективного инструмента региональной интеграции выступил Виктор Иванов – человек, давно и прочно входящий в пул политиков, особо приближенных к Владимиру Путину.
Сразу после обнародования Ивановым предложения о создании Корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии, вызвавшего бурную дискуссию среди экспертов и политиков, инициатива стала объектом критики.
Некоторые скептики, которые, по-видимому, не воспринимают всерьез и перспективу создания Евразийского Союза, говорят о том, что инвестиции в нестабильную Центральную Азию – пустая трата средств, которые лучше вкладывать в российскую экономику. Такие оценки не учитывают того простого факта, что до тех пор, пока экономика Центрально-Азиатских стран не будет восстановлена, Россия будет страдать от экспорта наркотиков, нестабильности и нелегальной миграции. Целевые инвестиции в проекты, решающие ключевые проблемы Центральной Азии, – это, прежде всего, вклад в российскую безопасность и единственный вразумительный ответ на угрозу милитаризации и дестабилизации региона со стороны США (и в рамках CACI, и по другим направлениям). Кроме того, это также проект создания объемного рынка сбыта для российской промышленности, науки и образования, что особенно актуально в свете начавшейся второй, особо разрушительной, волны глобального кризиса, и ожидаемого в этой связи резкого сужения внешних рынков. Иными словами, выстраивание сотрудничества со странами региона на принципе совместного развития позволит одновременно развивать как экономику России, так и соседних стран, через реализацию Корпорацией проектов совместного развития.
Для меня крайне важно еще и то, что инициатива Корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии выдвинута и рассматривается фактически как проект совместного развития. Концепция совместного развития активно разрабатывается Движением развития с 2006 года как метод эффективного присутствия России в различных регионах мира. Более того, идея КССЦА в том виде, в каком она озвучена, по сути, может стать механизмом реализации и других проектов, разрабатывающихся и продвигаемых Движением развития – Новый Средний Восток, Афганская стратегия России, Центрально-азиатская единая водная система и другие. По сути, с 2006 года мы последовательно выступаем за то, чтобы вместо стерилизации чудовищного объема финансовых средств в стабфондах и иностранных ценных бумагах, вкладывать хотя бы часть из них в развитие реальной экономики Центральной Азии, которая только и может быть единственным эффективным инструментом решения проблемы афганского наркотрафика и наркопроизводства. По сути, для подъема Центральной Азии необходимы инвестиции, равные всего 2-3-хнедельной прибыли Российской Федерации от экспорта нефти и газа (несколько миллиардов долларов). В то время как деструктивные экономические эффекты от наркоагрессии, дестабилизации и милитаризации региона обходятся России в десятки раз дороже.
Движение развития и сообщество развития в целом, и в политическом плане, и с экспертных позиций полностью поддерживает проект создания КССЦА и проведение российской политики в регионе на основе принципа совместного развития. Более того, мы считаем, что необходимо подкрепить эту работу мощными общественными инициативами, направленными на организацию совместного развития России и стран Центральной Азии, что на практике и реализует Движения развития – и в рамках программы Проектное государство, и в рамках своей общественно-политической деятельности. В феврале 2012 года в Таджикистане было создано представительство нашего Движения, что рассматривается нами, как первый шаг на пути к формированию международного евразийского Движения развития.
Опубликовано в рамках проектов развития: №12 Новый Средний Восток; №169 Корпорация развития Центральной Азии.
- Мировое качество жизни (№90)
- Нет мегаполисной урбанизации! (№114)
- Многодетная крупная многопоколенная семья (№80)
- Афганская стратегия России (№60)
- Демографический прорыв (№55)
- Национальная промышленная система России (№50)
- Миграционная доктрина России — нет миграции ради миграции (№52)
- Хасан-2 (№54)
- Корпорация развития Центральной Азии (№169)
- Дом в России (№158)
- Ноополисы (№116)
- Русская песня (№182)
- Жемчужное ожерелье России (№183)
- Центрально-азиатская единая водная система (№99)
- Национальный космический центр имени Флоренского (№119)
- Антинаркотический кодекс (№71)
- Перевооружение промышленности – новое российское станкостроение (№140)
- Сеть кластеров промышленного развития (№170)
- Суверенная авиация (№49)
- Рубль как мировая неспекулятивная валюта и основа мировой реальной экономики (№48)
- Большой российский Кавказ (№24)
- Проектное государство (№26)
- Новый Дальний Восток (№20)
- 300 миллионов русских к XXII веку (№19)
- Дом - каждой молодой семье (№18)
- Космодром Восточный — ведущий космодром мира (№30)
- Сельское развитие (№23)
- Ядерная доктрина России (№40)
- Русская Арктика (№32)
- Русский язык как язык мирового развития (№36)
- Миропорядок справедливости и развития (№46)
- Мировая держава (№35)
- Тысяча новых городов для России (№1)
- Спасти Москву! (№6)
- Новый Средний Восток (№12)
- Новая большая страна (№2)
- Новая столица России на Дальнем Востоке (№3)
- Четырехдетная семья - национальный приоритет для России (№5)
- Вводить 1 кв. м. жилья в год на каждого жителя России (№8)