Публикации: http://www.proektnoegosudarstvo.ru/publications/razrabotat_strategiu_korporazii/
Разработать стратегию развития это единственный способ выжить для машиностроительной корпорации
25.03.2012 | Автор: Олег Цымбал
Объявленные руководством страны в 2011 году планы по технологическому перевооружению машиностроительных предприятий, прежде всего предприятий ОПК, вызывают искреннюю радость всех кто переживает за судьбу промышленности России.
Мы считаем, что сейчас есть уникальная для машиностроительных предприятий возможность заново «перепроектировать» свой бизнес. Наметить для себя жесткие стратегии технологического развития и, качественно используя государственную помощь, вырваться на новые рынки.
Вместе с тем наш анализ показывает, что процесс техперевооружения будет осуществляться с большими трудностями и через 2-3 года завершится серьезным всеобщим кризисом. Многие из машиностроительных корпораций, не подготовившихся к кризису, испытают серьезные трудности. Мы делаем такой прогноз на основе анализа трех угроз.
Первая, - это «угроза отраслевого дефолта». Чтобы реализовать проводимую правительством стратегию бесприоритетного развития всех отраслей при сложившейся деловой практике нужно примерно в 100 раз больше средств, чем выделенные для модернизации предприятий ОПК 100 млрд.долл. В советской экономике в высокотехнологичных отраслях России работало около 25 млн. человек.
Одно рабочее место в современной промышленности оценивается в 100-200 тысяч долларов США, то есть требуется более 2,5 трлн.долл. Помимо материальных затрат потребуются оригинальные промышленно-технологические и конструкторские разработки, стоимость которых в современной экономике сопоставима со стоимостью самого рабочего места.
Но это в случае нормальной регулярной работы. В нашем случае расходы будут в разы выше. Единовременный массовый спрос на станки и технологии увеличит стоимость данной продукции. К такому же увеличению приведет и принятая практика коррупционных закупок, не являющаяся секретом для практиков. И последнее, это плата за форсированный выход на рынок – расходы в таком случае всегда значительно увеличиваются, это расходы на подготовку кадров, маркетинговые затраты и т.д.
Вторая, - это угроза «1992 года». В большинстве известных нам случаев машиностроительные предприятия испытывают серьезные проблемы с продуктовой линейкой. Обычной является ситуация возврата к советским разработкам, и попытка их реализовать в современных условиях. Предприятия планируют выпускать продукцию «1992» года, в ситуации, когда в различных отраслях за 20 лет произошло 2-3 смены поколений продукции.
Третья угроза, - это отсутствие промышленной политики. Удобная на первый взгляд ситуация, когда деньги на перевооружение предприятий выдаются без жестких ограничений технологической политики и выработанных приоритетов, на втором шаге приведет к массовому кризису спроса на производимую продукцию.
В такую ситуацию, например, уже попали производители самолетов СуперДжет. Им выделили в 3,5 раз больше средств, чем принято в мире на подобную модель. Предоставили все возможные льготы. Но выпущенная продукция не востребована. С рынком невозможно «договориться». Продано в 10 раз меньше самолетов, чем по утвержденному бизнес-плану.
Если представленный нами анализ верен, то произойдет следующее. Через 2-3 года правительство столкнется с проблемой лавинообразного нарастания требуемых субсидий. В какой-то момент будет принято решение заморозить все или большинство проводимых программ перевооружения.
Именно поэтому мы считаем, что сейчас есть для машиностроительных предприятий ситуация «выбора будущего», есть реальная возможность заново «перепроектировать» свой бизнес.
Мы готовы силами нашего Института и партнерских нам организаций разработать стратегию развития машиностроительной корпорации. В качестве первого шага в конце апреля предлагаем принять участие в проектной конференции в форме организационно-деятельностной игры: «Стратегия развития машиностроительной корпорации, отвечающей за отрасль народного хозяйства. В условиях политической и технологической неопределенности, отсутствия разработанной продуктовой линейки, подготовленных кадров и остро ограниченных средств. В ситуации высокой вероятности мирового кризиса и резкого сокращения экспортных доходов бюджета страны».