Сошли с орбиты
12.04.2013 | Автор: Николай Чеховский
Накануне празднования дня космонавтики курирующий отрасль первый вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил в Благовещенске, что при строящемся космодроме «Восточный» будет построен новый город на 30-40 тысяч жителей. Это обещание стало подарком к сегодняшнему праздничному визиту на этот космодром президента страны Владимира Путина.
За помпой вокруг «Восточного» стоит, правда, провал в переговорах с Казахстаном по поводу дальнейшего использования Байконура. До 2020 года Россия намерена прекратить его эксплуатацию. Эта переориентация обойдется госбюджету в 900 с лишним миллиардов рублей. Поэтому Россия и не послала в этом году официальную делегацию к месту гагаринского старта. Между тем, эксперты говорят, что колоссальные суммы, которые действительно в последние годы стали выделяться на развитие космонавтики, не дают никакой отдачи, а новый город у космодрома «Восточный» попросту никому не нужен.
Сегодня об этом есть смысл говорить потому, что два года назад, когда весь мир отмечал 50-летний юбилей первого полета человека в космос, празднование проходило на фоне хронических неудач России, проблем с финансированием, череды скандалов и аварий. Тогда политическое руководство страны сказало, что добьется кардинального изменения ситуации в отечественной космонавтике. Что же можно записать в актив за этот период?
С этим вопросом «СП» обратилась к начальнику Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина» Сергею Крикалеву.
«СП»: - Сергей Константинович, год назад вы говорили мне, что главной проблемой Центра подготовки космонавтов является колоссальная текучка кадров, поскольку нельзя молодых специалистов закрепить на работе при зарплате вдвое меньше, чем у торговцев на мытищинском рынке, и при этом безо всяких перспектив на получение жилья. Между тем, правительство направило за последний год на космонавтику большие суммы. Удалось ли решить кадровую проблему?
- Полностью, конечно, нет. Но часть проблем за этот период мы решили: как по зарплатам молодых специалистов, так и по возможности улучшить их бытовые условия. С одной стороны, немного увеличилось бюджетное финансирование. С другой, Роскосмос помогает организационно решить кое-какие вопросы. Мы приняли новые программы подготовки космонавтов к старту нового модуля космической станции. Но главное - есть надежда, что в будущем будет легче, потому что нас слышат, нам готовы идти навстречу.
- Финансирование за последние годы увеличилось многократно, уже год идет реформа отрасли, однако все это не привело ни к каким результатам, - отмечает научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев.
Обратимся к статистике: в 2008 году на космонавтику из госбюджета было выделено 46 миллиардов рублей, в 2012 году – 138 миллиардов, на 2013-14 годы заложено по 170-173 миллиарда, и на 2015 год – 199 млрд. рублей. Сама по себе, это положительная тенденция, продолжает эксперт, но что сделано на эти деньги? Реконструируется космодром «Восточный» – и это, пожалуй, все. При том, что для эксплуатации с той частотой запусков, которую наша страна может обеспечить сегодня – около полутора десятков в год, - практически достаточно уже имеющихся мощностей на «Восточном».
Если посмотреть на системные вещи, то обнаружится, что консенсуса в отношении того, как реформировать отрасль дальше, в правительстве нет. Буквально несколько дней назад Минэкономразвития выступило резко против превращения Роскосмоса в еще одну госкорпорацию, поскольку это ведомство полагает, что такая организационная форма резко усилит коррупционную составляющую в работе Роскосмоса.
«СП»: - Между тем, Рогозин настаивал именно на этом варианте реорганизации, хотя руководство самого агентства посылало публичные сигналы, что не очень хочет принимать именно этот вариант.
- Ситуация подвешена, и уже давно. Я опасаюсь, что решение вопроса о дальнейшей организационной форме космического агентства будет принято волевым решением, которое может быть навеяно сочетанием случайных факторов. Другими словами, оно вряд ли будет основываться на стратегическом планировании или некоторой продуманной программе развития нашего космоса. Поэтому никаких существенных положительных сдвигов я не жду.
«СП»: - Если обратиться к объективным показателям, что происходит в последнее время с нашей космонавтикой?
- С очень больших цифр аварийности в 2010-11 годах в прошлом году статистика спустилась к менее пугающему уровню. Однако уже в этом году состоялась очень тяжелая катастрофа, когда был потерян сингапурский спутник Telecom-3. Эта авария нанесла России очень большой репутационный ущерб, который будет иметь значительные финансовые последствия. Многие потенциальные клиенты пересматривают контракты, активно обсуждая возможность перехода на французские Arian или китайские ракеты-носители. Кроме того, для наших запусков очень сильно вырос размер страховых взносов.
«СП»: - В чем причина такой неэффективности российских космических проектов?
- На мой взгляд, резкое увеличение финансирования пока не приводит к видимым результатам по причине низкой эффективности труда на предприятиях отрасли - я говорю об очень низкой производительности труда в денежном выражении в сравнении с мировыми показателями.
И, похоже, никто не знает, что с этим делать. Руководство Роскосмоса постоянно заказывает какие-то закрытые секретные исследования предприятий, но я не знаю, читает ли оно само эти результаты. Главное другое, данные исследования не становятся достоянием публики, не приводят к общественной дискуссии, а потому и влияния на положение в отрасли никакого не оказывают.
- За истекшие с юбилейного празднования полета Гагарина два года, в космонавтике так и не удалось расставить приоритеты. Более того, Роскосмос и правительство увязли в смене команд, как курирующего вице-премьера, так и менеджмента в самом агентстве, - поясняет председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. - Ничем хорошим эта чехарда не закончится, потому что под ее покровом наши олигархи проводят аккуратную скрытную скупку привлекательных отраслевых активов.
Я не жду перемен к лучшему, потому что сегодня нет никого, кто был бы заинтересован в стратегическом реальном планировании отрасли на 15-20-30 лет вперед. Нашим олигархам интересно получить прибыль уже сегодня: либо в виде крупных активов, либо в виде сладких кусков, позволяющих контролировать коммерческие запуски. По крайней мере, в их понимании, все вложения должны отбиться не позднее, чем через четыре года. Правительство никакую реальную программу стратегического развития отрасли также не выстраивает.
Давайте, посмотрим на историю 1950-60-х годов. Это последовательно запуск первого спутника в 1957, запуск первого человека в космос в 1961, первый выход человека в космос – это был Леонов в 1965-ом, американцы высадились на Луну в 1969, и тогда же на орбите появились первые советские постоянные станции.
Сегодня никаких подобных вех, эпохальных шагов правительством не планируются и даже не обсуждаются. При этом в стране есть деньги, хорошие деньги выделяются на космос, все хотят строить планы. Но что предлагается в реальности? Озвучен проект города при «Восточном»? Но этот проект озвучивается в той или иной степени уже лет пять. Кто будет в нем жить, чем будет заниматься? Для функционирования космодрома даже после реконструкции там достаточно имеющихся в окрестных населенных пунктах жителей. Для конкретных запусков достаточно приезда 150-200 узких специалистов из Москвы. Все! 30-40 тысяч жителей… В 1930-е годы был популярен анекдот - Телеграмма в Москву: «Колхоз построен. Высылайте колхозников». А ведь на этот город реально выделены огромные деньги.
На мой взгляд, лучше бы при том же космодроме построить научный космический центр хотя бы на несколько десятков-сотен молодых специалистов, инженеров, и дать им конкретную задачу – подготовить прорывной проект. Таким может быть марсианская программа. И специалисты под такую задачу готовы ехать, и денег куда меньше надо. А, главное, тупик, в котором космонавтика пребывает более 20 последних лет, можно преодолеть только таким прорывом, амбициозной задачей.
«СП»: - Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в российском космосе?
- Унылые люди выделяют колоссальные средства, которые осваиваются совершенно впустую. Я даже не хочу сейчас обсуждать, воруют эти деньги или нет, по каким именно схемам они циркулируют. Важно одно: толку нет!
На чем сегодня предлагает летать Роскосмос, после того, как потрачены сотни миллиардов? Это тот же якобы модифицированный «Союз» - по сути, «семерка» Королева, на которой и улетел в космос Гагарин. Создана 60 лет назад.
В сфере тяжелых ракет предлагается «Ангара», которая в 2020 году все-таки полетит в космос впервые. Напомню, в свое время первый запуск этой ракеты-носителя планировался на 2001 год. Интересно также, для чего нужен этот носитель? Под него нет ни задачи, ни программы, ни стратегического видения, какой конкретной работой этот проект нагружать. Больше Роскосмосу предложить нечего.
Правительство не может решить несколько лет вопрос о том, как дальше реформировать отрасль. Но поднятие космонавтики для России – это не отраслевой вопрос. Ее научная и промышленная база может стать основой развития экономики всей страны. Только так надо смотреть на наш космос. Но взрослые дяди в правительстве пока предпочитают строить потемкинские селения на Дальнем Востоке.
Полная публикация статьи - здесь.
Опубликовано в рамках проектов развития: №11 Колонизация Марса; №30Космодром Восточный – ведущий космодром мира.
- Мировое качество жизни (№90)
- Нет мегаполисной урбанизации! (№114)
- Многодетная крупная многопоколенная семья (№80)
- Афганская стратегия России (№60)
- Демографический прорыв (№55)
- Национальная промышленная система России (№50)
- Миграционная доктрина России — нет миграции ради миграции (№52)
- Хасан-2 (№54)
- Корпорация развития Центральной Азии (№169)
- Дом в России (№158)
- Ноополисы (№116)
- Русская песня (№182)
- Жемчужное ожерелье России (№183)
- Центрально-азиатская единая водная система (№99)
- Национальный космический центр имени Флоренского (№119)
- Антинаркотический кодекс (№71)
- Перевооружение промышленности – новое российское станкостроение (№140)
- Сеть кластеров промышленного развития (№170)
- Суверенная авиация (№49)
- Рубль как мировая неспекулятивная валюта и основа мировой реальной экономики (№48)
- Большой российский Кавказ (№24)
- Проектное государство (№26)
- Новый Дальний Восток (№20)
- 300 миллионов русских к XXII веку (№19)
- Дом - каждой молодой семье (№18)
- Космодром Восточный — ведущий космодром мира (№30)
- Сельское развитие (№23)
- Ядерная доктрина России (№40)
- Русская Арктика (№32)
- Русский язык как язык мирового развития (№36)
- Миропорядок справедливости и развития (№46)
- Мировая держава (№35)
- Тысяча новых городов для России (№1)
- Спасти Москву! (№6)
- Новый Средний Восток (№12)
- Новая большая страна (№2)
- Новая столица России на Дальнем Востоке (№3)
- Четырехдетная семья - национальный приоритет для России (№5)
- Вводить 1 кв. м. жилья в год на каждого жителя России (№8)