Военно-промышленный комплекс: выход из тупика
19.04.2011 | Автор: Денис Пурыжинский
«Сегодня ни одно из существующих КБ не в состоянии
воссоздать новый современный самолет…
Серийные производства, в случае появления у них объемных заказов,
будут не в состоянии их выполнить».
(Военно-промышленный курьер, № 14 от 13–19 апреля 2011 г.)
Вопреки устоявшемуся мнению, что развал оборонки начался с 90-х годов, деградация и отставание начались раньше, хотя и были не столь заметны. Например, провести техническое перевооружение на более современное оборудование могли позволить себе только предприятия МЭПа (Министерство электронной промышленности), остальные получали станки и приборы по остаточному принципу. Новые разработки не финансировались, если не было ссылок на их зарубежные аналоги, т.е. заведомо закладывалось отставание в развитии. Отсутствовали действенный контроль и персональная ответственность руководителей за эффективное использование закупленного, в том числе и за рубежом, оборудования. Так, подготовка технологических площадей под установку оборудования часто отставала от сроков его поступления, и дорогостоящие станки и приборы годами гнили на заводских дворах. Введение ответственности руководителей за обязательное использование («освоение») выделенных фондов приводило к огромным потерям средств из-за заказа избыточного количества техники.
Прошедшие перемены в социальном устройстве страны в 90-е годы привели к дальнейшему ослаблению ВПК.
Государство, не имея возможности содержать оборонный комплекс, передало управление производством в руки «красных директоров» получивших свои предприятия в 1990–2000-е годы через акционирование фактически в полную собственность. Однако их неумение перестроить работу в новых условиях быстро приводило к банкротству предприятий.
Много об этом уже было сказано, поэтому перейду сразу к 2000 – 2010 годам.
Предприятия военного комплекса были искусственно выведены из конкурентной борьбы и работали фактически на дотации государства. Это позволяло передавать их в руки подконтрольных финансовых структур. Основной целью этих структур было извлечение прибыли любыми путями. Рабочим и инженерам по много месяцев не выплачивали зарплату, которую, несмотря на инфляцию, годами не повышали. В производство и в развитие науки не вкладывалось средств. Уникальные предприятия искусственно банкротились, их активы продавались, а территория, ими занимаемая, сдавалась в аренду.
Вторая волна управленцев – экономисты и банкиры – пришли на предприятия ВПК в 2000-е годы. Однако их незнание законов производства, неумение эффективно управлять им и недавний экономический кризис, уничтоживший дешевый кредит, привели к окончательной стагнации военной промышленности.
Высококвалифицированные специалисты стали массово уходить из отрасли.
В наше время, если мы не желаем получить то, что происходило с Югославией, Ираком, а сейчас с Ливией, надо, наконец, от слов переходить к делу и вплотную заняться воссозданием своего военного щита от внешних и внутренних угроз. Необходимо поставить возрождение ВПК одной из основных государственных задач.
Прежде всего, на государственном уровне необходимо принять и строго соблюдать законы, не допускающие к управлению предприятиями ВПК частный капитал.
На должности топ-менеджеров необходимо по конкурсу, с обсуждением предлагаемых ими антикризисных программ, ставить предпринимателей – производственников или ученых, желательно с экономическим образованием, работавших при разных экономических моделях и сумевших сохранить и развить свое производство. Это должны быть предприниматели, нацеленные на построение долгосрочного бизнеса с устойчивой прибылью и ростом производства.
Льготные кредиты предприятиям должны выдаваться только под эффективные программы развития и техперевооружения с последующим отчетом о результатах. При нецелевом, не согласованном с кредитором использовании кредитов, необходимо принимать жесткие меры к руководителям вплоть до их снятия и личного возмещения экономических потерь государства.
Однако государство не должно сдерживать инициативу и контролировать каждый шаг новых руководителей.
Необходимо провести реальное сокращение излишних управленческих звеньев на предприятиях ВПК и ввести ограничения на ставки руководства.
Бóльшая часть прибыли, полученной от продажи за границу вооружений, должна возвращаться на предприятия производителя в виде новой техники и увеличения фонда оплаты труда.
Одновременно с этим необходимо возродить систему подготовки рабочих и инженеров для ВПК на льготных условиях, с дальнейшим освобождением работающих от прохождения обязательной службы в армии. Таким образом, остановив расхищение предприятий ВПК и создав экономические стимулы для притока квалифицированных рабочих, инженеров и ученых, можно остановить дальнейшее разрушение и перейти к восстановлению отрасли.
- Мировое качество жизни (№90)
- Нет мегаполисной урбанизации! (№114)
- Многодетная крупная многопоколенная семья (№80)
- Афганская стратегия России (№60)
- Демографический прорыв (№55)
- Национальная промышленная система России (№50)
- Миграционная доктрина России — нет миграции ради миграции (№52)
- Хасан-2 (№54)
- Корпорация развития Центральной Азии (№169)
- Дом в России (№158)
- Ноополисы (№116)
- Русская песня (№182)
- Жемчужное ожерелье России (№183)
- Центрально-азиатская единая водная система (№99)
- Национальный космический центр имени Флоренского (№119)
- Антинаркотический кодекс (№71)
- Перевооружение промышленности – новое российское станкостроение (№140)
- Сеть кластеров промышленного развития (№170)
- Суверенная авиация (№49)
- Рубль как мировая неспекулятивная валюта и основа мировой реальной экономики (№48)
- Большой российский Кавказ (№24)
- Проектное государство (№26)
- Новый Дальний Восток (№20)
- 300 миллионов русских к XXII веку (№19)
- Дом - каждой молодой семье (№18)
- Космодром Восточный — ведущий космодром мира (№30)
- Сельское развитие (№23)
- Ядерная доктрина России (№40)
- Русская Арктика (№32)
- Русский язык как язык мирового развития (№36)
- Миропорядок справедливости и развития (№46)
- Мировая держава (№35)
- Тысяча новых городов для России (№1)
- Спасти Москву! (№6)
- Новый Средний Восток (№12)
- Новая большая страна (№2)
- Новая столица России на Дальнем Востоке (№3)
- Четырехдетная семья - национальный приоритет для России (№5)
- Вводить 1 кв. м. жилья в год на каждого жителя России (№8)