Борьба за наследие Афганистана
07.03.2012 | Автор: Наталья Белова
1 и 2 марта 2012 года в Министерстве экономического развития Российской Федерации состоялось во многих смыслах знаменательное событие – начала свою работу российско-афганская межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству.
Проблема Афганистана уже не первое десятилетие является одним из краеугольных камней развития политики в регионе Центральной Азии и не только, а проблема наркотрафика превратила Афганистан едва ли не в первую страну с конца.
И надо сказать, несмотря на достаточное число заявлений со стороны мировых держав о необходимости изменить сложившуюся ситуацию, почти ни один игрок не имеет серьезных интересов в Афганистане, в том смысле, что нет мотивации выстраивать двусторонне сотрудничество на принципах взаимовыгодного сотрудничества. Страна, живущая в основном на выделяемые ей средства, отпугивает. Иными словами, в сознании мировых держав Афганистан определяется как государство со смертельной болезнью.
Но дело в том, что Афганистан болен, а не мертв, и пока страна еще как-то пытается выжить, она становится рассадником заболеваний, через террористические движения, миграционные потоки, наркотрафик, способные заразить соседние государства. Поэтому, основные геополитические игроки, выстраивая планы о дальнейшем переустройстве мира и своем месте в этом переустройстве, как «заклятые соседи» ждут смерти больного, чтобы во благо себе пустить в расход то, что останется после смерти. Но пока тянется ожидание, проблемы, связанные с Афганистаном требуют действий, в результате чего можно наблюдать столь активную динамику переговоров, которая проявилась в последнее время.
Речь идет о том, что разворачивается новый этап в истории современной геополитики – борьба за наследие Афганистана (нефть, наркотики, геостратегическое расположение и статус страны), поэтому нынешнему руководству ИРА, выстраивая стратегию сотрудничества с внезапно возникшими интересантами, необходимо понимать, что как раз их бытие как политических фигур отодвинуто на второй план.
Россия заявила о своей готовности «вернуться в Афганистан со значительными инвестициями», основной поток которых планируется направить на восстановление предприятий, гидроэнергетические и строительные проекты, а так же на добычу нефти и строительство железнодорожной сети. В свою очередь Китай, следуя своим геостратегическим интересам, объявил о готовности соединить Афганистан и Центральную Азию железнодорожными сообщениями, что же касается Соединенных Штатов, свой подчерк Вашингтон не изменил.
Каждая страна имеет свою специфику, в особенности это касается стран восточного уклада и тем более это касается такой страны, как Афганистан, который на протяжении последних тридцати лет погружен в хаос военных действий.
Провокация с использованием религиозной литературы дала свой результат – мирная демонстрация переросла в погромы, которые сопровождались столкновениями с полицией и привели к человеческим жертвам.
Важным аспектом является тот факт, что данные события разворачивались на фоне переговорного процесса между Афганистаном и США по вопросу подписания афгано-американского стратегического сотрудничества.
Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен в ходе телефонного разговора с президентом Афганистана Хамидом Карзаем, выразил сожаление в связи с гибелью десятков людей в ходе антиамериканских демонстраций в ИРА, отметив при этом необходимость ускорить подписание соглашения о стратегическом сотрудничестве с США.
«Борьба за наследие Афганистана» диктует необходимость создавать геостратегические рычаги воздействия, подвластные лишь одной руке, чтобы в дальнейшем общий ход событий в регионе подчинялся конкретным интересам отдельно взятой стороны.
В результате выборов, прошедших в России 4 марта 2012 года, Владимир Путин со значительным отрывом вновь оказался у власти, что дает повод предполагать, что внешнеполитический курс России будет определяться теми тенденциями, которые были заданы еще при Д.Медведеве – это интеграционные процессы на постсоветском пространстве, укрепления сотрудничества со старыми партнерами и поиск новых точек соприкосновения с теми, кто в число партнеров пока не вхож. При этом формирование Евразийского Союза и дальнейшее становление Таможенного Союза первоочередно поворачивают Россию в сторону Центральной Азии.
И ситуация, которая формируется на сегодняшний день в регионе ЦА и вокруг Афганистана в особенности, требует от Кремля новых решений. Очевидно, что после проведенной российско-афганской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, России необходимо начать реализовывать достигнутые договоренности. Стратегически верным шагом для избранного на пост президента РФ В.Путина представляется выбор в качестве первой страны для визита – Афганистан, положение которого накопило достаточно пунктов для повестки встречи на высоком уровне.
И несмотря на все попытки российской оппозиции дискредитировать новую власть не только в глазах сограждан, но и на международном уровне, представляется очевидным, что начавшаяся геополитическая игра требует от России лидера, способного принимать и реализовывать своевременные и необходимые решения.
Игроки, вовлеченные в «борьбу за наследие Афганистана», продолжают создавать свой сценарий развития ситуации. И в этой связи «Россия в Афганистане» – один из ключевых проектов на сегодняшний день, который подразумевает новые разработки и стратегию.
Опубликовано в рамках проектов развития: №12 Новый Средний Восток; №60 Афганская стратегия России; №65 Афганское наркопроизводство как угроза международному миру и безопасности; №67 Мир и согласие в Афганистане; №93 Индустриализация Афганистана.
- Мировое качество жизни (№90)
- Нет мегаполисной урбанизации! (№114)
- Многодетная крупная многопоколенная семья (№80)
- Афганская стратегия России (№60)
- Демографический прорыв (№55)
- Национальная промышленная система России (№50)
- Миграционная доктрина России — нет миграции ради миграции (№52)
- Хасан-2 (№54)
- Корпорация развития Центральной Азии (№169)
- Дом в России (№158)
- Ноополисы (№116)
- Русская песня (№182)
- Жемчужное ожерелье России (№183)
- Центрально-азиатская единая водная система (№99)
- Национальный космический центр имени Флоренского (№119)
- Антинаркотический кодекс (№71)
- Перевооружение промышленности – новое российское станкостроение (№140)
- Сеть кластеров промышленного развития (№170)
- Суверенная авиация (№49)
- Рубль как мировая неспекулятивная валюта и основа мировой реальной экономики (№48)
- Большой российский Кавказ (№24)
- Проектное государство (№26)
- Новый Дальний Восток (№20)
- 300 миллионов русских к XXII веку (№19)
- Дом - каждой молодой семье (№18)
- Космодром Восточный — ведущий космодром мира (№30)
- Сельское развитие (№23)
- Ядерная доктрина России (№40)
- Русская Арктика (№32)
- Русский язык как язык мирового развития (№36)
- Миропорядок справедливости и развития (№46)
- Мировая держава (№35)
- Тысяча новых городов для России (№1)
- Спасти Москву! (№6)
- Новый Средний Восток (№12)
- Новая большая страна (№2)
- Новая столица России на Дальнем Востоке (№3)
- Четырехдетная семья - национальный приоритет для России (№5)
- Вводить 1 кв. м. жилья в год на каждого жителя России (№8)