Юрий Крупнов рекомендует

com/roslenkostroma.

Подробнее

От первого лица

Примите участие в проекте
Создайте свой проект
Версия для печати

По законам военного времени

06.05.2014 | Автор: Юрий Царик

Сегодня именно такая борьба с наркотиками наиболее эффективна.

Проблема усиления «нарколиберальных тенденций» заключается в том, что глобальные решения международного сообщества по проблеме наркотиков не выполняются. Так, в 1998 году на 20‑й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной совместной борьбе с мировой проблемой наркотиков, была принята резолюция A/RES/S‑20/2, в которой были сформулированы цели, направленные на решение всех аспектов наркопроблемы: производства наркотиков, их трафика и потребления. Тенденцией всего прошлого года было наращивание усилий международных неправительственных организаций в пользу легализации. Соответствующее решение принято на государственном уровне в Уругвае.

БатыршинОб этой и других проблемах мы говорили с начальником Научно-исследовательского центра при Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Ильнуром Батыршиным.

- Ильнур Ильдарович, почему лоббирование легализации осуществляется сегодня настолько интенсивно? Какие силы стоят за ними? Это проблема только западных и развивающихся стран или она характерна и для постсоветского пространства? Будут ли эти тенденции усиливаться в дальнейшем?

— Напомню, что пункт 19 политической декларации 1998 года гласит: «Приветствуем глобальный подход Международной программы ООН по контролю над наркотическими средствами к искоренению незаконных культур и обязуемся осуществлять тесное сотрудничество с Программой в разработке стратегий, направленных на искоренение или существенное сокращение к 2008 году незаконного культивирования кокинового куста, каннабиса и опийного мака». На деле ситуация прямо противоположная: объемы производства опиума и кокаина за 15 лет выросли в 2 раза, наркопотребление и наркопреступность приобрели глобальные масштабы, преобразовавшись из феномена регионального уровня в один из главных видов криминальной и антисоциальной угрозы на планете.

Это вызвало разочарование в проводимой антинаркотической политике и дало повод нарколобби призывать к прекращению антинаркотической борьбы и пересмотру проводимой политики как безрезультатной. Но проблема не в том, что предложенные меры были неправильными, а в том, что они проводились в жизнь непоследовательно и, по сути, так и не были реализованы в полной мере. Существует разрыв между декларациями и практикой.

Самый яркий пример — это производство опиума в Афганистане. В результате систематической работы Управления по наркотикам и преступности ООН с режимом талибов в конце девяностых и начале двухтысячных, удалось убедить тогдашнее правительство Афганистана прекратить производства опиума в стране, и в 2001 году плантации опиумного мака были искоренены там почти везде. Однако в этом же году произошло вторжение американцев в Афганистан, в результате чего режим талибов был свергнут, и начатая ими политика не получила своего завершения. Меры, которые бы закрепили достигнутый успех, так и не были реализованы, маятник качнулся в обратную сторону — Афганистан за прошедшие двенадцать лет побил все мировые рекорды и превратился в мировую фабрику наркотиков.

Действующий международно-правовой режим контроля над наркотиками — это единственное, что отделяет нас от пропасти. К сожалению, всем нынешним программам не хватает последовательности, они не приносят системного эффекта, что и является главной объективной причиной интенсивного лоббирования легализации и размывания действующего международно-правового режима контроля.

— 14 января 2014 года Президент Беларуси принял декрет, вводящий жесткое регулирование оборота семян мака. Предусматривается направление документов в Евразийскую экономическую комиссию для введения сертификации этого товара в рамках Таможенного союза. Как вы думаете, будет ли поддержано это предложение? Является ли маковая наркомания проблемой для России?

— Да, к сожалению, это большая проблема для России. В некоторых регионах наркотики, сваренные на кухне из засоренных семян мака, более распространены, чем употребление героина, «спайсов» и т. д.

В России кондитерский мак для пищевой промышленности не выращивается, мы закупаем его за рубежом. К сожалению, в настоящее время международный контроль за торговлей пищевым маком организован недостаточно эффективно, что позволяет наркоторговцам осуществлять торговлю семенами мака, засоренными частицами маковой соломки.

Несколько лет назад было возбуждено уголовное дело против группы лиц, которые поставили в Россию более сорока тонн испанского мака, содержащего нарковещества кодеин, морфин и тебаин в количестве, достаточном для приготовления более двухсот тысяч разовых доз наркотика. По результатам анализа материалов, полученных в ходе расследования ряда других уголовных дел по сбыту наркотиков под видом мака, была выявлена целая сеть торговых точек по сбыту этого ввезенного из Испании мака. По нашим данным, преступная группа, организовавшая эту торговлю, ввезла на территорию России за несколько лет около двух тысяч тонн такого засоренного мака.

Поэтому мы выступаем за более строгий международный контроль над торговлей семенами мака. Недавно на очередной сессии Комиссии по наркотическим средствам ООН, прошедшей в марте, нами была предложена соответствующая резолюция. Но она встретила мощное сопротивление со стороны представителей Англии и Германии, которые заявляли, что ужесточение этого контроля осложнит легальную торговлю семенами мака для кондитерских нужд. В результате резолюцию не удалось принять в том виде, в котором мы предлагали, и никакие реальные механизмы не были созданы.

— Каковы тенденции в России в сфере социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых? Удалось ли реализовать планы на 2013 год? Что предстоит сделать в 2014 году?

— Социальная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотиков — это ключевой столп Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной указом Президента РФ.

Но пока в России нет реализуемых государством программ освобождения от зависимости — Стратегия в части сокращения спроса на наркотики не реализуется.

Для восполнения пробела нами были разработаны мероприятия по комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков, которые вошли в качестве подпрограммы государственной программы РФ «Противодействие незаконному обороту наркотиков». Увы, мероприятия были утверждены без необходимого финансового обеспечения и остались, фактически, только на бумаге. Мы продолжаем добиваться выделения денег на эту подпрограмму.

В феврале этого года был выпущен доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2013 год, содержащий ссылку на результаты исследований, проведенных в США, согласно которым «каждый доллар, вложенный в лечение и реабилитацию, приносит прибыль в размере от 4 до 12 долларов за счет сокращения издержек, связанных с преступностью и медицинской помощью». При этом Комитет «призывает правительства поддерживать инвестиции в программы профилактики, оказания наркологической помощи и реабилитации на надлежащем и устойчивом уровне даже в периоды строгой экономии финансовых средств, отмечая при этом возможную экономию расходов на здравоохранение и социальных издержек, к которым иначе могли бы привести злоупотребление наркотиками, наркомания, преступления, связанные с наркотиками, и насилие». Подобные оценки и рекомендации содержатся и в других исследованиях, однако, к сожалению, наше правительство почему-то не принимает их к сведению.

— 2014 год — год вывода войск США и НАТО из Афганистана. Как это отразится на наркотрафике? Каких вы ждете тенденций? Будет ли возрастать роль ОДКБ в антинаркотической борьбе?

— Посевы опиумного мака в Афганистане в 2013 году были рекордными, достигнув 209 тыс. га, превзойдя исторический максимум 2007 года в 193 тыс. га. Вывод войск США и НАТО будет лишь способствовать росту наркопроизводства в Афганистане в связи с прогнозируемой эскалацией напряженности и насилия в этой стране. К сожалению, борьба с производством наркотиков не была приоритетом стратегии США на афганском направлении на протяжении всего периода их присутствия в этой стране. Она также не является приоритетом ни одного из кандидатов в президенты Афганистана, поэтому нет никаких предпосылок для сокращения культивации опиума в ближайшие годы.

Ведущие мировые эксперты единодушны во мнении, что при сохранении нынешней инерционной позиции мирового сообщества рост наркопроизводства в этой стране продолжится.

Международный опыт показал, что культивирование наркосодержащих растений возникает преимущественно в регионах, которые характеризуются низким уровнем социально-экономического развития, охвачены гражданской войной, находятся вне контроля правительств, которые не могут самостоятельно справиться с проблемой.

Единственно надежный путь решения проблемы опиума в Афганистане — это обеспечение его устойчивого социально-экономического развития, стабильности и безопасности. Решение этих проблем требует активного международного участия.

Нужен комплексный план развития Афганистана с реализацией масштабных инфраструктурных проектов, направленных на мощное развитие афганской экономики. Также необходимы точечные проекты и программы альтернативного развития, которые создадут для афганских крестьян законные источники дохода и будут способствовать развитию сельских территорий, включающему развитие образования, здравоохранения и другой социальной инфраструктуры.

 
 

Поместить ссылку в:

Опубликовать в своем блоге Livejournal Поделиться в Facebook Опубликовать в Twitter Добавить закладку в Google Добавить в Google Buzz Добавить закладку в Yahoo Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить закладку в Yandex Поделиться в Одноклассники

 

Список проектов

Полный список

 

© «Проектное государство», 2011

Информация о проекте

Контактная информация:

E-mail: proektnoegosudarstvo@gmail.com

Сделано в OxMedia, 2011