Либерализм губителен для России
26.05.2014 | Автор: Александр Мешков
Это подтвердили два года, прошедших со времени подписания Владимиром Путиным знаменитых майских указов. По мнению председателя Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрия Крупнова, главными тормозами их выполнения являются существующие социально-экономическая модель и система управления.
— ЭТО ТАК, как бы ни имитировали бурную деятельность некоторые высокопоставленные государственные чиновники, объявляя об ощутимом прогрессе в реализации указов, — заявил эксперт. — Фактически провалена важнейшая составляющая концепции президента, положенная в основу большинства его указов. Речь идёт о переходе от сырьевой, распределительно-паразитарной экономической модели к индустриально-производящей. Каких-либо заметных признаков таких перемен не просматривается. Но на какие иные результаты рассчитывал глава государства, поручая правительству выполнение указов, идеологию которых оно в большинстве своём не разделяет?
В результате мы вползаем в полосу стагфляции. Падает спрос.
Если в предыдущие годы источником экономического роста было непрерывное повышение цен на нефть, то теперь он истощился. Поэтому сужаются возможности наполнения федерального и региональных бюджетов для выполнения «социальных указов». Если правительство не найдёт альтернативных источников роста, мы будем обречены на спад и экономическую катастрофу. Как известно, в указе «О долгосрочной государственной экономической политике» предусмотрена, при необходимости, корректировка стратегий, направленных на модернизацию и развитие ведущих секторов экономики. Почему же федеральная исполнительная власть не попыталась найти новые источники экономического роста среди этих секторов? Ответ очевиден: из-за своей идеологической зашоренности.
Как известно, нынешнее российское правительство является в основе своей неолиберальным: считает, что только меры по ослаблению присутствия государства в экономике и дальнейшая приватизация могут привести к полноценному экономическому росту. Это неверно в принципе. Наоборот, чаемый рост способна обеспечить ставка на фундаментальную науку, кластеры промышленного развития, которые раскинут свои сети по всей России. Суверенный экономический рост достигается исключительно благодаря производству собственных опережающих технологий, в противном случае нам грозит полуколониальное существование. Однако экономический блок кабмина не предпринимает каких-то видимых движений, чтобы задействовать все эти факторы.
По-моему, правительство не понимает, что только часть указов носит затратный характер, другие же направлены на перестройку структуры управления, с тем чтобы сделать его максимально эффективным, обеспечивающим рост доходов для народного хозяйства. Формирование новых рабочих мест, увеличение объёма инвестиций, доли продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики в ВВП, производительности труда — всё это предполагает курс на новую индустриализацию. Сначала деньги будут вкладываться, но в обозримом будущем станут приносить доходы. Вот это непонимание диалектики трат и доходов и является ахиллесовой пятой политики правительства. Неолибералы оказались вне логики инвестиционного процесса. Создаётся впечатление, что они вообще не понимают, что такое инвестиции и откуда берутся общественное богатство, новая стоимость.
Новую индустриализацию невозможно осуществить без смены социально-экономической политики в целом, без перехода к стратегическому планированию. Но законопроекту «О государственном стратегическом планировании» в нашей стране не везёт. Его долго разрабатывали и обсуждали, пока Государственная дума наконец не приняла документ в первом чтении в ноябре 2012-го. После этого последовали согласования, поиски консенсуса между министерствами, депутатами, государственными учреждениями, представителями науки, самоуправления, общественностью. Наконец текст был подготовлен для принятия во втором чтении в весеннюю сессию в нынешнем году. Однако до завершения работы сессии остаётся совсем немного времени…
Корень провала исполнения указов президента — в неадекватной системе управления. Ведь даже если какие-то меры и принимаются, то исключительно разрозненно и хаотически, что только усугубляет промышленный спад. Да, президентские указы двухлетней давности действительно явились чрезвычайным моментом в мобилизации административной системы России. Но при этом сама система управления и социально-экономическая модель никак не изменились. Поэтому ожидать, что в тех сферах, которым посвящены указы, произойдут коренные изменения, наивно.
В здравоохранении так и не были выработаны системные модели, сопоставимые хоть в какой-то степени по параметрам — прежде всего по качеству и экономичности — с созданными ещё в 1920-е годы великим Семашко. Конечно, и здесь делаются какие-то шаги навстречу потребностям общества, открываются новые центры, которым часто отводится роль пиара. Однако не обеспечивается определяющий критерий успешной деятельности минздрава: повышение качества и доступности медицинских услуг.
ДРАМАТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ, сложившаяся в жилищно-коммунальном хозяйстве, не разрешается. Между тем до 85 процентов всех объектов ЖКХ нуждаются в закрытии, сносе либо модернизации. Хайтековые комплексы, способные замещать в городах районы с точки зрения жизнеобеспечения, — по сути целые новые города «под ключ» — пока не созданы. Зато проводятся организационно-управленческие реформы, которые не имеют под собой технологической базы. Проблема аварийного жилья не решена, да и контуры её решения чётко не обозначены. Конечно, руководители этой отрасли могут отчитаться о якобы проделанной работе по формальным признакам, но очевидно, что через год ситуация в ней станет ещё хуже.
Указ № 600 обязывал правительство и органы исполнительной власти субъектов РФ разработать порядок бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья экономического класса. Должны улучшиться жилищные условия семей, имеющих трёх и более детей. Предполагалось, что они получат на бесплатной основе земельные участки, оборудованные необходимой инфраструктурой. Как же выполняется этот указ? Согласно официальным данным, в очередь стали 400 тысяч многодетных семей. 130 тысяч семей уже получили участки. Казалось бы, радоваться надо за наши властные структуры, которые не только разработали то, что им поручено, но и приступили к практическому выполнению обозначенных главой государства задач. Увы: желание отрапортовать подвело чиновников и на этот раз.
Вместо того чтобы собрать массивы земель, осуществить целостное градостроительное проектирование специальных поселений для многодетных семей (я называю их «городками демографического будущего»), чиновники занялись очередной профанацией. Не стали ломать голову над тем, как создать новые формы жизни для пятой части всех российских детей (таков удельный вес проживающих в многодетных семьях) и оборудовать земельные участки всем необходимым. А просто раздали те из них, которые оказались под рукой. Хотя на них невозможно жить и вести строительство. И до сих пор правительство продолжает требовать от местных властей раздачи хоть каких-то земельных участков. Хотя прекрасно понимает, что на них люди ничего сделать не смогут. Потому что им нужна не пустая, поросшая травой и чертополохом земля, а оборудованная инфраструктурой — не только инженерно-коммунальной, но и социально-культурной — среда для полноценного образа жизни, обеспечения здоровья и образования для подрастающего поколения. С парками, дорогами, маршрутами для движения общественного транспорта. Но если же чиновники и дальше будут проявлять своё рвение подменять качественную работу халтурой, то от хорошей задумки получения доступного и комфортного жилья нуждающимися ничего не останется.
Известно, что меры по реализации демографической политики стали предметом очередного президентского указа не от хорошей жизни.
В ХОДЕ якобы естественной убыли населения, длившейся более 20 лет, Россия потеряла не менее 5 миллионов человек. Большая часть этих потерь пришлась на «годы реформ». В последнее время демографическая ситуация несколько улучшилась. Счастливые чиновники не замедлили тут же поставить это себе в заслугу, связав увеличение рождаемости с обеспечением программы выдачи родовых сертификатов, выплатой материнского капитала и возросшей государственной поддержкой семей, имеющих детей. Но на самом деле недавняя сравнительно благоприятная ситуация — результат того, что в детородный возраст вошли поколения, рождённые в конце 1980-х. Однако за этим пиком рождаемости последует спад. Достаточно сказать, что к 2025 году число женщин в возрасте от 20 до 30 лет снизится в стране почти в 2 раза! И если сейчас не принять чрезвычайных мер в области демографической политики, то сокращение численности населения будет продолжаться по нарастающей. К концу столетия нас будет максимум 80 миллионов человек.
Принятые меры по увеличению рождаемости с неизбежностью оказались малоэффективными. Выплата материнского капитала дала не более 15 процентов «бэби-бума». Впрочем, в наших условиях даже это — важный результат, поэтому нельзя допустить отмены материнского капитала, как того жаждут неолибералы. Другое дело, что достигнутого явно недостаточно. Россия должна сделать ставку на трёхдетную семью.
ОДНАКО правительственные меры в области экономической и социальной политики по-прежнему работают на малодетность. Уровень зарплаты в регионах не позволяет мужчине прокормить многодетную семью. Пропагандируемое ныне «социальное жильё» — на самом деле убогое и не вписывается в современные стандарты нормального жилья. О не оборудованных инфраструктурой «клочках земли», выделяемых для многодетных семей, я уже говорил. Никто не будет обустраивать на них «родовые гнёзда». Не надо быть футурологом, чтобы предсказать: в этих условиях установка, данная президентом правительству, — «обеспечить повышение к 2018 году суммарного коэффициента рождаемости до 1,753» (а сейчас он составляет 1,5) — не выполнима.
Так что главными тормозами реализации президентских указов, повторюсь, являются существующие социально-экономическая модель и система управления. Необходимо срочно менять неолиберальную идеологию на полноценную и спасительную идеологию развития страны. Нельзя обеспечить высокий уровень и качество жизни, создать экономику развития, оставляя «всё как есть», не проводя радикальных перемен в общественно-политическом устройстве.
Опубликовано в газете "Правда".
- Мировое качество жизни (№90)
- Нет мегаполисной урбанизации! (№114)
- Многодетная крупная многопоколенная семья (№80)
- Афганская стратегия России (№60)
- Демографический прорыв (№55)
- Национальная промышленная система России (№50)
- Миграционная доктрина России — нет миграции ради миграции (№52)
- Хасан-2 (№54)
- Корпорация развития Центральной Азии (№169)
- Дом в России (№158)
- Ноополисы (№116)
- Русская песня (№182)
- Жемчужное ожерелье России (№183)
- Центрально-азиатская единая водная система (№99)
- Национальный космический центр имени Флоренского (№119)
- Антинаркотический кодекс (№71)
- Перевооружение промышленности – новое российское станкостроение (№140)
- Сеть кластеров промышленного развития (№170)
- Суверенная авиация (№49)
- Рубль как мировая неспекулятивная валюта и основа мировой реальной экономики (№48)
- Большой российский Кавказ (№24)
- Проектное государство (№26)
- Новый Дальний Восток (№20)
- 300 миллионов русских к XXII веку (№19)
- Дом - каждой молодой семье (№18)
- Космодром Восточный — ведущий космодром мира (№30)
- Сельское развитие (№23)
- Ядерная доктрина России (№40)
- Русская Арктика (№32)
- Русский язык как язык мирового развития (№36)
- Миропорядок справедливости и развития (№46)
- Мировая держава (№35)
- Тысяча новых городов для России (№1)
- Спасти Москву! (№6)
- Новый Средний Восток (№12)
- Новая большая страна (№2)
- Новая столица России на Дальнем Востоке (№3)
- Четырехдетная семья - национальный приоритет для России (№5)
- Вводить 1 кв. м. жилья в год на каждого жителя России (№8)