Юрий Крупнов рекомендует

com/roslenkostroma.

Подробнее

От первого лица

Примите участие в проекте
Создайте свой проект
Версия для печати

Бюрократия и структура управления России

27.12.2011 | Автор: Владимир Новак

Все наши предложения основываются на том, что большая часть финансирования (хотя бы 80%) предлагаемых проектов будет использована целевым образом. Реальная же картина сегодня диаметрально противоположна.

Наша экономика, и без того неэффективная по причине морально и физически устаревших основных средств, завышенного курса рубля, неэффективного менеджмента, неразвитой инфраструктуры и проч. уже не в состоянии нести ставшую непомерно высокой коррупционную нагрузку.

В чем же причина? Почему у нас такая высокая коррупция? Неужели это наша национальная особенность?

Думаю, что основных причины как минимум две.

Первая — это несоответствие государственной структуры управления существующему социально экономическому укладу.

Вторая — непонимание природы бюрократии, утопическая вера в то, что возможно существование веберовской бюрократии (бюрократа-функции), по аналогии с тейлоровским рабочим (рабочим-функцией).

Начну со второй. Если рабочий, как функция, как операция на конвейере существует в реальной жизни, то чиновник, как функция, не может существовать в принципе. Причина кроется в предмете производства. Бюрократ обрабатывает и передает информацию (документацию), в которую он в принципе не может не внести что-то личное (т.к. именно в этом смысл и суть переработки информации). Со временем он вольно или невольно начинает пользоваться своим правом (обязанностями) в личных целях: какую-то информацию придержит, какой-то даст ход, что-то интерпретирует в свою пользу.

Известный экономист Олег Григорьев сравнивает природу поведения бюрократии с поведением плесени. Главная ее задача – захват все большего и большего жизненного пространства. Тем более, что делать-то ничего особо и не надо – придержи бумагу, и тебе принесут конверт за ее продвижение. Плесень – бюрократия не может сама остановить процесс захвата жизненного пространства, даже если ее дальнейшее размножение грозит уничтожением всей популяции. Она не может перестать пилить сук, на котором сидит.

Если вертикаль власти достаточно длинная, то, учитывая сегодняшний объем информации, мало что доходит до верху, и уж совсем ничего – без искажений. Именно поэтому наши руководители «ходят в народ», открывают сайты и твиттеры, проводят многочасовые теле- и радиоэфиры, отвечая на вопросы в режиме онлайн. Чтобы без искажений получить информацию из первых уст. Но, как известно, и здесь без «фильтров» не обходится, да и при современном объеме информации это капля в море.

Вернемся к первой причине – несоответствие структуры управления и уклада. В начале 2000-х в РФ была создана вертикаль власти. Эта структура управления очень эффективна при ведении боевых действий. Работала она и в сталинские времена, которые мало отличались от войны) Но, эта система предусматривает жесткую ответственность чиновника – «расстрел на месте».

Кроме того, ответственность за неверное решение всегда несет высший начальник, среднее и низшее звено – лишь за четкое исполнение приказа, но «вплоть до расстрела», а для того, чтобы правильно принять решение, нужна неискаженная информация.

Следовательно, вертикаль власти (командно-административная система управления) может работать только в тоталитарном государстве, с жесткой, вплоть до расстрела, ответственностью чиновников за задержку и (или) искажение информации, за неисполнение своих функций (за то, что работает не как функция – не как веберовский бюрократ) в условиях ограниченного объема информации. В наш информационный век – это может быть малое тоталитарное государство.

Перейдем от вопроса «кто виноват?» (причины) к вопросу «что делать?».

Полного, развернутого ответа у меня пока нет, но очевидные несоответствия сегодняшней системы управления видны невооруженным взглядом. План по их устранению и будет началом плана модернизации Российской Федерации.

Что мы имеем сегодня в России? Вертикаль власти полностью поражена бюрократией, обслуживающей лишь свои интересы. Информация как «наверх», так и «вниз» почти не проходит. Ответственность, обязательная для этой структуры, полностью отсутствует.

«Что делать?» Ответ очевиден – менять структуру управления. Сложность заключается в том, что новая система управления предусматривает новое целеполагание бюрократии, новую систему мотивации, а значит, совсем других исполнителей-чиновников (включая самые высокие посты!), с иными профессиональными навыками, культурой и моральными принципами. И эта сложность - самая сложная. А старых-то куда девать? Своих-родных-буржуинских? Они ведь не захотят уходить со своих насиженных мест. Хоть сук уже вот-вот обломится, но природу бюрократии-плесени не изменить.

Как решать эту задачу, не знаю. Одно знаю точно – решать придется очень скоро. И решение одно – увольнять 100% (конечно, по закону, предупредив за 2 месяца. выплатив 2-месячное пособие), за 2 месяца создавать новую структуру и штатное расписание (уменьшив штат в 10 раз, подняв зарплату - в 5), делать 100% прозрачность (электронное правительство и электронный документооборот), менять мотивацию чиновника (не взятки, а достойная зарплата, соц. пакет и карьерный рост), ну и «расстрел на месте», конечно, правда, не физический, а политический - за взятку – пожизненный заперт на гос. службу.

Но самое главное – смена структуры управления с командно-административной на матричную, возможно, где-то дивизиональную. При такой смене правил игры во власть придут совершенно другие люди – молодые, образованные, амбициозные, некоррумпированные, инициативные - готовые принимать решения и нести за них ответственность.

При всей строгости наказания в тоталитарной системе напрочь отсутствует самостоятельность принятия решений. В этом случае ответственность с исполнителя также снимается: «начальство приказало», и так по цепочке, до самого верха.

В новой структуре федеральное правительство будет разрабатывать общую стратегию и увязывать ее со стратегиями регионов на основе межотраслевого баланса МОБ (ни в коем случае не в ущерб региону), а региональные (муниципальные, местные, поселковые и т.д.) власти будут ответственны за развитие в первую очередь своего региона – им будут делегированы полномочия и ответственность. Именно тогда может быть реализован кластерный подход в развитии регионов, ибо нам уже давно пора задуматься о развитии всей России, а не только Москвы и городов миллионников.

Правда, кластеризация (развитие территории) вступает в жесткий конфликт с интересами олигархов, которые лежат (интересы) за пределами региона, где расположены их предприятия, а в большинстве случаев и за пределами РФ. Поэтому сегодня реализуется колониальный подход выкачивания ресурсов из территорий. Придется делать выбор: что и кто для нас важнее.

Эти меры потребуют работы по изменению федеральных и региональных законов.

Пока вопросов больше, чем ответов, и за каждой проблемой, лежащей на поверхности, вырастает три-четыре новых…но времени остается мало!

Опубликовано в рамках проектов развития: №26 Проектное государство; №114 Нет мегаполисной урбанизации!; №170 Сеть кластеров промышленного развития.

 
 

Поместить ссылку в:

Опубликовать в своем блоге Livejournal Поделиться в Facebook Опубликовать в Twitter Добавить закладку в Google Добавить в Google Buzz Добавить закладку в Yahoo Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить закладку в Yandex Поделиться в Одноклассники

 

Список проектов

Полный список

 

© «Проектное государство», 2011

Информация о проекте

Контактная информация:

E-mail: proektnoegosudarstvo@gmail.com

Сделано в OxMedia, 2011