Омск - новый город-аэрополис
20.03.2014 | Автор: Юрий Крупнов
ИНСТИТУТ ДЕМОГРАФИИ, МИГРАЦИИ И РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Об организации флагманского проекта Новый Омск – Аэрополис как механизма подъёма и развития Омской области
В рамках реализации Стратегии Омской области до 2025 года и в целях интенсификации работ по строительству международного аэропорта Омск-Фёдоровка представляется целесообразным использовать уникальное положение Омска как ведущего транспортно-логистического узла Евразии и консолидировать силы на областном и федеральном уровне вокруг принципиально нового для России и флагманского для Омской области проекта Аэро(тро)полис-Новый Омск.
В основе проекта будет лежать создание двух новых городов как центров модернизации и развития Омска – вокруг будущего аэропорта на 50 тыс. человек и на месте нынешнего аэропорта Центральный на 30 тысяч человек – и соединяющей их скоростной авто- и железнодорожной магистрали (см. Схему 1).
В составе Нового Омска помимо аэропорта будет три зоны: логистическая, промышленная и селитебная, поселенческая. В селитебную зону войдут четыре городка: молодёжный городок, городок знаний (наукоград, академгородок), городок сеньоров (пенсионеров) и для многодетных семей (городок демографического будущего).
При этом источником стратегических доходов будут два ключевых рынка – освоения Арктики и индустриализации Центральной Азии (включая не только бывшую советскую Среднюю Азию, но и Афганистан, Пакистан и Иран), что делает Омск ключевым сибирским плацдармом освоения Северов и Центральной Азии, создания двух новых рынков (о рынках Арктики и Центральной Азии, в целом Сибири как нового центра России смотрите и скачивайте доклады нашего Института демографии, миграции и регионального развития - этот и этот).
Строительство Нового Омска требует порядка 150 млрд рублей капиталовложений, из них до 15 млрд рублей триггерных невозвратных вложений и до 90 млрд рублей долгосрочных инвестиций на 12 лет из средств федерального бюджета (Фонд Национального благосостояния или Национальный резервный Фонд).
Проект Новый Омск позволит загрузить промышленность Омской области на ближайшие 15- 20 лет и выступить основным источником доходов для бюджетов города и области.
Современными аналогами проекта Аэрополис-Новый Омск на постсоветском пространстве являются олимпийские Сочи, Сколково, АТЭС, космодром Восточный, та же казахстанская новая столица Астана и др.
Важнейшим источником доходов в Новом Омске будет реконструированный в Иртышско-Обскую водную магистраль (скачать здесь) - глубоководного пути по Иртышу и Оби от Китая до Северного Ледовитого океана – Иртыш, в рамках единой транспортно-энергетической водной системы России и Индо-Сибирского пути («путь из индус в ханты»). Это также создаст мультиплицированный эффект взаимоусиления авиационной деятельности аэро(тро)полиса через сопряжение с возможностями речного транспорта по Иртышу и позволит восстановить и усилить Иртышское пароходство.
Расположение Нового Омска на северо-западе от Омска даст положительный социальный и экологический аспект (воспроизводства исторической модели Омска как города-сада).
Также Новый Омск позволит стимулировать создание Северного обхода Омска протяжённостью 52 км на базе расположенных по линии будущей трассы золоотвалов ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5 объёмом в 50 млн. т золошлаков.
В окружении таких соседей по Западной Сибири как Тюмень — нефтяная житница страны, Новосибирск — города Сибирской фундаментальной науки, Томска — города студентов и высшего образования, реализация данного проекта позволит задать новое позиционирование и миссию Омска как столицы новой индустриализации России, поскольку разработка трёх новых рынков (Арктики, Центральной Азии и самого Нового Омска) даст заказ и толчок на создание на базе существующих старопромышленных баз промышленности нового технологического уклада, в котором опорой новой индустриализации станет приборостроение и транспортное машиностроение (в частности, в промзоне Нового Омска целесообразно построить новый авиазавод по производству самолётов для Арктики и Северов - в частности, восстановления того же Ан-74, производства модернизированного Ан-124 и "укороченного" Ан-124 ("Руслана") - и экранопланов (экранолётов).
Оператором проекта предлагается сделать специально созданную Корпорацию строительства Нового Омска (Новоомск-Строй).
В связи с вышеизложенным представляется целесообразным:
Создать при Правительстве Омской области Рабочую группу по разработке и продвижению проекта Нового Омска;
Подготовить и провести в Омске 17-20 апреля 2014 года на базе СибАДИ трёхдневную проектную конференцию в форме организационно-деятельностной игры (ОДИ, «командно-штабные учения») по теме «Новый Омск на базе аэро(тро)полиса Фёдоровка как индустриально-траспортный центр развития Арктики и Центральной Азии» с приглашением федеральных и региональных органов исполнительной власти, делегаций регионов интереса для Омска (Арктика, Центральная Азия, Сибирь), бизнеса, представителей образовательных, научных и экспертных сообществ, представителей гражданского общества.
ПРИМЕЧАНИЯ:
Стратегический инвестиционный проект "Новый Омск - аэрополис" был представлен в Омске 17 марта на заседании экспертной площадки «73 меридиан как фактор развития транспортно-логистического потенциала Омской области», под председательством первого заместителя Губернатора Омской области В.Ю. Синюгина и затем 19 марта на круглом столе "Инновации и развитие" ежегодного Сибирского промышленно-инновационного форума "ПромТехЭкспо".
Также информацию о представлении нового проекта можно найти в публикациях здесь: Омск станет драйвером новой индустриализации и транспортного машиностроения и здесь: Аэрополис Новый Омск на базе будущего аэропорта Омск-Фёдоровка и по ссылкам:
Омск должен стать драйвером новой индустриализации
Омская Губерния, Портал Правительства Омской области: Вопросы развития транспортно-логистического потенциала области обсудили участники Экспертной площадки
ИА "ОмскПресс": Омск предложили сделать транспортным узлом для северных регионов
ИА "Омск здесь": Москвичи предложили создать New-Omsk вокруг недостроенного аэропорта "Фёдоровка"
РИА "ОмскИнформ": «Омск-Федоровка» будет возить грузы вдоль 73-го меридиана
БК55: Синюгин поставил Омск на одну параллель с Тюменью и Мальдивами
- Мировое качество жизни (№90)
- Нет мегаполисной урбанизации! (№114)
- Многодетная крупная многопоколенная семья (№80)
- Афганская стратегия России (№60)
- Демографический прорыв (№55)
- Национальная промышленная система России (№50)
- Миграционная доктрина России — нет миграции ради миграции (№52)
- Хасан-2 (№54)
- Корпорация развития Центральной Азии (№169)
- Дом в России (№158)
- Ноополисы (№116)
- Русская песня (№182)
- Жемчужное ожерелье России (№183)
- Центрально-азиатская единая водная система (№99)
- Национальный космический центр имени Флоренского (№119)
- Антинаркотический кодекс (№71)
- Перевооружение промышленности – новое российское станкостроение (№140)
- Сеть кластеров промышленного развития (№170)
- Суверенная авиация (№49)
- Рубль как мировая неспекулятивная валюта и основа мировой реальной экономики (№48)
- Большой российский Кавказ (№24)
- Проектное государство (№26)
- Новый Дальний Восток (№20)
- 300 миллионов русских к XXII веку (№19)
- Дом - каждой молодой семье (№18)
- Космодром Восточный — ведущий космодром мира (№30)
- Сельское развитие (№23)
- Ядерная доктрина России (№40)
- Русская Арктика (№32)
- Русский язык как язык мирового развития (№36)
- Миропорядок справедливости и развития (№46)
- Мировая держава (№35)
- Тысяча новых городов для России (№1)
- Спасти Москву! (№6)
- Новый Средний Восток (№12)
- Новая большая страна (№2)
- Новая столица России на Дальнем Востоке (№3)
- Четырехдетная семья - национальный приоритет для России (№5)
- Вводить 1 кв. м. жилья в год на каждого жителя России (№8)