Разворот в Центральной Азии. Часть 3. Совместное развитие – новая повестка на постсоветском пространстве
25.05.2013 | Автор: Юрий Царик, политический аналитик, руководитель Белорусской группы развития
Окончание. Начало здесь и здесь.
15 мая 2013 года в Душанбе прошел международный круглый стол, посвященный обсуждению роли Таджикистана в евразийском развитии. И хотя обсуждали на нем, в основном, совместное развитие России и Таджикистана, оно может иметь принципиальное значение для всего постсоветского пространства.
И это связано, прежде всего, с тем, что помимо описанных ранее геополитических сдвигов, на примере Таджикистана мы сегодня видим весьма интересные изменения в самой методологии российской внешней политики и интеграционной политики. От давления и попыток «захапать» активы стран постсоветского пространства Москва делает попытку перейти к политике совместного развития с этими странами – политике, за которой стоит готовность не столько просто финансово поддерживать союзников, сколько совместно с ними инвестировать огромные средства в проекты, способные сформировать новую социально-экономическую и геополитическую ситуацию в регионе.
14 таких стратегических инвестиционных проектов для Центральной Азии были представлены на упомянутом круглом столе в Душанбе их разработчиком, председателем Движения развития Юрием Крупновым. В их число входят такие инициативы, как строительство железной дороги Таджикистан – Афганистан – Туркменистан, создание сети птицефабрик в Центральной Азии, создание в регионе струнно-рельсовой транспортной системы, строительство Даштиджумской гидроэлектростанции и другие. Общий объем необходимых для реализации указанных проектов инвестиций составляет более 25 миллиардов долларов, из которых 12,5 миллиардов долларов, по мнению Юрия Крупнова, готова предоставить Таджикистану российская сторона.
Специфика предложенного при этом подхода к разработке и реализации стратегических инвестиционных проектов состоит в том, что создаваемые в Центральной Азии объекты инфраструктуры и производства основываются на российских технологиях. Таким образом, инвестиции в развитие стран Центральной Азии создают рынок для передовой промышленности и технологий в Российской Федерации. Именно таким образом, проводя вторичную индустриализацию Таджикистана, сама Россия может стать центром третичной индустриализации и, наконец, сформировать на рыночных основаниях мощный научно-промышленно-технологический центр. По оценкам разработчиков проектов, их реализация позволит создать стратегический евразийский рынок высоких технологий для новых центров индустриализации на территории России: на ближайшие 20 лет задается гарантированный спрос на российские технологии и технику с высокой добавленной стоимостью, с ростом на 10–15% в год.
Подобный подход принципиально отличается от всего, что Россия делала на постсоветском пространстве в последние 20 лет. Это не простое снижение цен на энергоносители в обмен на «лояльность». И это не выделение кредитов без цели и привязки к реальной экономике, в порядке поддержки дружественных режимов. Даже проект строительства Белорусской АЭС реализуется на основе кредитования белорусской стороны, а не долгосрочных инвестиций, как в Центральной Азии.
У такого разворота, изменения самой методологии евразийской интеграции есть очень интересный и ко многому обязывающий контекст. Это, прежде всего, жесткое соперничество между Москвой, Вашингтоном и Пекином, которое ведется в Центральной Азии.
США под предлогом вывода своих войск из Афганистана в 2014 году стремятся расположить в регионе разветвленную инфраструктуру своего военно-политического присутствия (под видом транзита и «Северной распределительной сети»). Отсюда они смогут давить одновременно на Россию, Китай, Иран и, если понадобится, Индию.
Китай стремится добиться полного доминирования в регионе путем экономической экспансии и тем самым получить доступ к ресурсам Каспия, Ирана и Центральной Азии, а также обезопасить свои западные мусульманские провинции (прежде всего, Синцзян-Уйгурскую автономную область).
Россия же недавно выдвинула собственную концепцию решения «проблемы 2014», состоящую из двух составляющих. С одной стороны, Москва предложила Ирану и Пакистану создать региональный союз с целью обеспечения стабилизации, экономического развития и военного нейтралитета Афганистана. В этом заинтересованы региональные державы, сталкивающиеся с негативными последствиями военного присутствия в Афганистане НАТО и роста наркопроизводства в этой стране.
С другой стороны, противодействуя милитаристским планам США в Центральной Азии, Россия предложила бывшим советским республикам программу совместного экономического развития, основу которой и составили упомянутые выше проекты. Для их реализации будет создана государственная Корпорация сотрудничества со странами Центральной Азии, решение о чем было принято в апреле 2013 года правительственной комиссией в Москве.
Используя эти две опоры, российское руководство надеется не допустить милитаризации Центральной Азии, поставить заслон афганскому наркотрафику и получить выигрышные позиции для дальнейшего взаимодействия с США.
Однако в случае качественной реализации планов в отношении Афганистана и Центральной Азии, позитивный эффект, который получит Москва от своей новой афганской стратегии, окажется куда более значимым. Он будет состоять, прежде всего, в организации промышленного развития России и ее союзников, формировании центра третичной индустриализации на постсоветском пространстве. А это уже открывает реальную перспективу для строительства сильного Евразийского союза и формирования евразийской системы международной безопасности.
Опубликовано в рамках продвижения проектов развития: №2 Новая большая страна; №12 Новый Средний Восток; №94 Соразвитие; № 169 Корпорация развития Центральной Азии.
- Мировое качество жизни (№90)
- Нет мегаполисной урбанизации! (№114)
- Многодетная крупная многопоколенная семья (№80)
- Афганская стратегия России (№60)
- Демографический прорыв (№55)
- Национальная промышленная система России (№50)
- Миграционная доктрина России — нет миграции ради миграции (№52)
- Хасан-2 (№54)
- Корпорация развития Центральной Азии (№169)
- Дом в России (№158)
- Ноополисы (№116)
- Русская песня (№182)
- Жемчужное ожерелье России (№183)
- Центрально-азиатская единая водная система (№99)
- Национальный космический центр имени Флоренского (№119)
- Антинаркотический кодекс (№71)
- Перевооружение промышленности – новое российское станкостроение (№140)
- Сеть кластеров промышленного развития (№170)
- Суверенная авиация (№49)
- Рубль как мировая неспекулятивная валюта и основа мировой реальной экономики (№48)
- Большой российский Кавказ (№24)
- Проектное государство (№26)
- Новый Дальний Восток (№20)
- 300 миллионов русских к XXII веку (№19)
- Дом - каждой молодой семье (№18)
- Космодром Восточный — ведущий космодром мира (№30)
- Сельское развитие (№23)
- Ядерная доктрина России (№40)
- Русская Арктика (№32)
- Русский язык как язык мирового развития (№36)
- Миропорядок справедливости и развития (№46)
- Мировая держава (№35)
- Тысяча новых городов для России (№1)
- Спасти Москву! (№6)
- Новый Средний Восток (№12)
- Новая большая страна (№2)
- Новая столица России на Дальнем Востоке (№3)
- Четырехдетная семья - национальный приоритет для России (№5)
- Вводить 1 кв. м. жилья в год на каждого жителя России (№8)